“Золотой теленок”, 1933 год.
Для каждой исторической эпохи в литературе можно легко найти своего героя. Книга о приключениях Остапа Бендера была не просто детективом с лихо закрученным сюжетом, а тонкой иронией над новой советской действительностью со своими яркими и неповторимыми образами. Но почему в 1940-е годы продолжение известного романа запретили к печати и при чем тут главный герой? Давайте разбираться вместе!
Очередным гостем мастерской стало первое книжное издание продолжения легендарного романа Ильфа и Петрова “Двенадцать стульев”. Корешок был утрачен, переплет потрепался, что неудивительно для такой популярной книги. Блок в данном издании был комплектный, поэтому потребовалась только аккуратная перешивка. Мастера восполнили утраты на сторонках и восстановили первоначальный вид корешка. Мы вернули книге прежнюю прочность и сохранили оригинальное оформление в стиле эпохи.
Только представьте: выходит в тираж ваше первое большое произведение, за которым следует ошеломительный успех. Читатели заваливают письмами с просьбой поскорее написать продолжение, критики пишут хвалебные отзывы. Планка уже поднялась на высокий уровень, не хочется упасть в грязь лицом. Именно в такой ситуации и оказались И. Ильф и Е. Петров после публикации “12 стульев”.
Об этом сохранились воспоминания Евгения Петрова:
«Писать было трудно, денег было мало. Мы вспоминали о том, как легко писались «12 стульев», и завидовали собственной молодости. Когда садились писать, в голове не было сюжета. Его выдумывали медленно и упорно».
Но результат того точно стоил!
В “Золотом теленке” авторы вновь сочетают сильный сюжет с речевой пластичностью: Остап Бендер остается производителем блестящих афоризмов, вдохновение для которых авторы черпают как в официальном советском языке, так и в дореволюционной культуре. В произведении филигранно переплетаются самые разные жанры и литературные направления. Перечислим лишь основные: плутовской роман 19 столетия, детективы, сатира. Все это в сочетании с одесским юмором и пародиями на русскую классику выводит романы Ильфа и Петрова на новый уровень.
Добавим, что подтекст названия — ветхозаветная история о золотом тельце, идоле, которому стали поклоняться иудеи, пока Моисей пребывал на горе Синай и получал от Бога десять заповедей. Золотой телец стал частым олицетворением культа богатства, то есть жизнь только ради денег.
У читателей «Телёнок», как и «12 стульев», шёл на ура. Правоверная же партийная критика не выказывала особого восторга. Нарком просвещения Анатолий Луначарский, Александр Фадеев сочли, что прохиндей и ненавистник советской власти Бендер в романе получился слишком симпатичным (и они были совершенно правы). Положение спас только Максим Горький: когда Ильф и Петров обратились к нему, он сумел пробить публикацию — с цензурными искажениями книга вышла в 1933 году.
Интересно, что у романа есть две альтернативные концовки. Согласно первой, Остап Бендер, получив свой "миллион", познает горе одинокого человека, который выполнил свое предназначение, отказывается от состояния и женится на своей возлюбленной, Зое Синицкой. По второй версии сначала он возвращает свой "миллион" в Комиссариат финансов, но затем передумывает. Решив отправиться в Рио- де-Жанейро, он был пойман при пересечении румынской границы и отправлен обратно домой, после того, как румынские пограничники лишили его состояния.
А вы читали романы о “великом комбинаторе” И. Ильфа и Е. Петрова? Какая альтернативная концовка вам больше нравится? Напишите в комментарии!
Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!
Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook👉 Telegram