Найти тему

Лучше один раз увидеть

На XXXVI Конференции Южно-Российской Парламентской Ассоциации (ЮРПА) депутаты ГС РК предложили принять Обращение к Правительству Российской Федерации о возвращении предмета «Черчение» в общеобразовательные учреждения. Тема возникла не на пустом месте: потребность в высокопрофессиональных технических кадрах по мере модернизации и импортозамещения растёт год от года. А какой же это, скажите на милость, инженер, если он не обладает пространственным мышлением, воображением и, образно говоря, не может начертить болт или гайку, да при этом ещё и не подозревает об их истинном назначении?

Согласно статистике, за три десятилетия в образовательном процессе наметился парадокс, когда техники становилось всё больше и больше, а уроков черчения — всё меньше и меньше. Сегодня в школах они занимают 0,3 (!) процента от остальных предметов. Более того, перестали проходить тематические олимпиады. Хотя с древнейших времён и до наших дней графическая информация остаётся самым простым и удобным видом общения. Ведь не зря говорят: «Лучше один раз увидеть». Одним рисунком можно заменить сотни слов, поскольку как ни крути — чертёж остаётся языком техники.

Проблема возникла не сегодня и даже не вчера: в начале «нулевых» пышным цветом расцвело общество потребления, а молодёжь ринулась осваивать специальности торгового работника, менеджера по продажам, сетевого маркетолога. Понятно, что таким специалистам черчение нужно, как «в финской бане лыжи». А для молодых людей, решивших связать свою жизнь с техническими науками, предмет, оказавшийся на задворках школьной программы, просто необходим.

Учителя с опытом в один голос говорят: в технических вузах преподают начертательную геометрию, но если ребёнок не научился «понимать пространство через карандаш» в школе, то в институте ему будет намного сложнее.

О. Доброрез
О. Доброрез

Мнение педагогов учли в Комитете ГС РК по экономической политике, промышленности и развитию предпринимательства (председатель — Оксана Доброрез) при разработке Обращения к Правительству РФ, которое поддержали парламентарии Юга России на недавней Конференции ЮРПА. В документе, в частности, говорится: «В большинстве случаев отсутствие у выпускников школ сформированной графической культуры, привитых навыков эскизирования и умения работать с чертёжными инструментами стало предметом озабоченности образовательных организаций, готовящих специалистов технической направленности. Педагогам с нуля приходится обучать студентов, что занимает значительную часть времени».

На этом пути придётся преодолеть немало сложностей, главная из которых — наличие преподавателей с навыком работы: «старая гвардия» потихоньку уходит на пенсию, а молодых учителей по этой специализации почти нет. Но всё решаемо, главное — вернуть в общество графическую культуру, которая важна не менее любой другой.

С. КИРЬЯНОВА
Фото из открытых источников