Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Настоящего индейца можно обмануть только раз, ну или два

Достоверно неизвестно, кто и когда первым снабдил индейцев миссури ружьями и порохом, возможно это был залетный французский купец или может контрабандист из шальной братии курьер-де-буа, только говорили, что произошло это примерно около 1710 года и прибыль предприимчивого француза была фантастической. Сообразуясь со сведениями о новых дикарях, не ведавших железа и пороха, в страну миссури поспешил еще один торговец. К своему сожалению он обнаружил, что у индейцев оставалось достаточно пороха и они не горят желаниям обменивать его на меха, и тогда француз решился провернуть аферу.

Дело в том, что все первобытные люди по своей природе очень любопытны и тянуться к новым знаниям, особенно к тем, что здорово облегчают им жизнь. Аборигены Миссури понимали, что запас пороха или магического зерна, как они его называли, скоро закончится, и спросили торговца, как его выращивают во Франции? А тот, не моргнув глазом ответил, что процесс ничем не отличается от того, как французы садят индиго или просо.

Радости миссури не было предела и они посадили все свои "зерна" в землю, что вынудило их купить весь порох у француза, пока не созреет урожай. Драгоценные делянки с порохом были окружены всеобщей заботой и любовью, миссури охраняли их от птиц и зверей, чтобы каждое магическое зернышко взошло и родило новый порох. Время от времени вся деревня ходила смотреть, как обстоят дела с посевами, и очень скоро они поняли, что стали жертвами жестокого обмана.

Следует заметить, что "дикого" индейца можно было одурачить лишь однажды и он всю жизнь будет помнить об этом, а чтобы утолить свое чувство мести ему не нужно искать конкретного обидчика, а достаточно наказать любого человека из того же народа. Поэтому совет деревни постановил, что они примерно накажут первого француза, который рискнет к ним заявиться.

Французская шутка над миссури.
Французская шутка над миссури.

Вскоре после этого торговец-шутник отправил к миссури своего партнера в надежде еще раз провернуть трюк с порохом. Индейцы каким-то образом узнали, что новый пришелец связан с человеком, который их надул, и тоже приготовились знатно пошутить. Они предоставили французу для складирования товаров общественную хижину (Дом Совета), которая находилась в центре деревни., и когда все товары были разложены для обозрения, миссури толпой завались внутрь помещения, оттерли к стенке торговца, и все, кто был достаточно глуп, чтобы посеять порох, компенсировали свои материальные и моральные затраты, лишив бедного француза всех его тюков, без какой-либо оплаты.

Торговец побежал жаловаться к главному вождю деревни, который очень серьёзно и степенно ответил на выдвинутые претензии:

Белый брат, я жажду добиться справедливости не меньше тебя, но для этого мы должны дождаться урожая пороха, который посеяли по совету твоего земляка. Я даю тебе честное слово красного человека, что как только мы снимем урожай, я прикажу устроить большую охоту, и все шкуры диких зверей, которые мы добудем, будут отданы в обмен за тот важный секрет, которому нас научил тот француз.

Торговец напрасно юлил и доказывал, что его земляк ошибся, что земля Миссури не годится для выращивания пороха, и что Франция это единственная страна, которая преуспевает в этом деле. Он не получил ни одной шкурки за свои товары и вернулся домой ни с чем, да еще и стыдясь, что его обманули дикари.

Этот урок не отпугнул от земли миссури прочих французов, ибо их страна была была богата пушным зверем. Один находчивый торговец со своими работниками задумал провернуть с индейцами следующую шутку. Он нагрузил свою пирогу всякими дешевыми безделушками, и, будучи осведомлен о злоключениях своего предшественника, наполнил один бочонок золой и дробленным древесным углем, а сверху насыпал немного настоящего пороха.

Все произошло, как и в первый раз. Торговца поселили в центральной хижине, дали разложить товары, а потом ограбили. Тогда француз поднял большой шум, осыпал индейцев ругательствами и, подбежав к бочонку с поддельным порохом, открыл его, высек огнивом искру и подпалил трут, а потом заорал: "Я потерял рассудок, я взорву хижину, а вы отправитесь вместе со мной в страну предков".

Индейцы испугались и не знали, что делать. Помощники торговца вышли из хижины на улицу и закричали, что их брат лишился рассудка, и что не вернет его, пока не получит назад свои товары или пока ему за них не заплатят. Вожди прошли по деревне, чтобы убедить соплеменников заплатить, а к вождям присоединились все жители, у кого остались родные и близкие в заложниках у безумца с бочкой пороха. Народ зашевелился, и каждый принес в центральную хижину все меха, которые у него были.

Тогда француз объявил, что к нему снова вернулся разум. Главный вождь счел нужным загладить инцидент совместным курением трубки мира, и торговец принял раскуренный калумет, попыхивал табачком и лил на порох воду, чтобы показать, что он теперь безвреден, а скорее всего, чтобы индейцы не раскусили обман, и ему это удалось. Он привез домой мехов на 1000 экю (33 000 ливров), а индейцы миссури с тех пор добавляли к его имени приставку "настоящий мужчина" или "уважаемый-человек".

Примечание. Курьер-де-буа - фр. лесной бегун, так в Канаде и Луизиане называли людей вне закона, которые занимались контрабандной торговлей с индейцами без лицензии. Калумет - индейская курительная трубка для торжественных случаев.

Источник - "Описание новых путешествий в Западные Индии, содержащие сведения о различных народах, населяющих окрестности великой реки Сент-Луи, обычно называемой Миссисипи", автор Жан Бернар Боссю (1720-1794), публикация 1768 г.