Найти тему

Прерафаэлиты-направление в английской живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов

Слева: Джон Р. Парсонс, Джейн Моррис в позе Данте Габриэля Россетти, 1865 Справа: Данте Габриэль Россетти, "Прозерпина", 1874.
Слева: Джон Р. Парсонс, Джейн Моррис в позе Данте Габриэля Россетти, 1865 Справа: Данте Габриэль Россетти, "Прозерпина", 1874.

Братство прерафаэлитов было задумано примерно в 1848 году художниками Данте Габриэль Россетти, Уильямом Холманом Хантом и Джон Эверетт Милле. Группа, находившаяся под сильным влиянием романтизма, была известна своим интересом к эпохе Возрождения. Художники использовали линии, яркую цветовую палитру и уделяли особое внимание деталям, подражая итальянскому и фламандскому искусству пятнадцатого века, возможно, также имитируя иллюминированные рукописи средневекового периода. Данная группа художников выросла и стала очень влиятельной, однако именно Россетти, пожалуй, является ее самым известным участником. После 1856 года именно он более точно изображал в своих картинах средневековые аспекты эстетики прерафаэлитов.

В октябре 1857 года Россетти познакомился с Джейн Берден. Он попросил ее позировать для группы художников, которая в то время занималась изготовлением фресок с изображением легенды об Артуре. К 1859 году Джейн вышла замуж за Уильяма Морриса, дизайнера по текстилю и поэта, но ее отношения с Россетти в качестве его модели и музы продолжались до смерти Россетти в 1882 году.

Джон Эверетт Милле, "Мариана", 1851.
Джон Эверетт Милле, "Мариана", 1851.

Братство прерафаэлитов помогло создать новое эстетическое движение в позднюю викторианскую эпоху, с которым ассоциируется фраза ‘искусство ради искусства’. Они считали, что оценка красоты может быть самоцелью, поэтому они отвергли утилитаризм, который утверждал, что все искусство должно иметь моральный смысл. Другим крупным представителем этого движения был писатель Оскар Уайльд (1854-1900), который верил в идею, что искусство должно быть красивым, прежде чем оно станет чем-то еще, и не должно формироваться вокруг социальных или моральных влияний. Он верил в автономию искусства и его свободу от ограничений прозелитизма.