Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Одета изящно, но смело и не по летам»… Насколько неприлично одевалась Харита Игнатьевна?

Я писала подробно о нарядах героинь фильма «Жестокий романс». Но вот прочитала интересную статью: Алиса Фрейндлих облагородила Огудалову-старшую. И опять захотелось коснуться этой темы. Авто пишет, что дамам 40+ не подобало одеваться в наряды нежных или слишком броских оттенков. И глубокие декольте для матушек взрослых девиц были неуместны. Всё так! Да и сам Островский сказал, что Харита Игнатьевна одета «изящно, но смело и не по летам». Но вот что интересно… Не одна Харита Игнатьевна стремилась так одеваться. Помните портрет баронессы Ротшильд? Картина была завершена в 1848 году, когда Бетти Ротшильд исполнилось сорок три. На ней – атласное платье с декольте, кружевными оборками и рюшами. Цветовая гамма близка к нарядному платью Огудаловой. Портрет дамы в изумрудном платье. Мне сразу вспоминается Скарлетт. Её любимый цвет… Интересно, могла она носить такие наряды в сорок лет? Если бы не случилось войны и она не стала вдовой? Наверняка нет. В возрасте 40+ она была бы матерью замужних

Я писала подробно о нарядах героинь фильма «Жестокий романс».

Но вот прочитала интересную статью: Алиса Фрейндлих облагородила Огудалову-старшую.

И опять захотелось коснуться этой темы.

Кадр из фильма «Жестокий романс». Харита Игнатьевна и Карандышев.
Кадр из фильма «Жестокий романс». Харита Игнатьевна и Карандышев.

Авто пишет, что дамам 40+ не подобало одеваться в наряды нежных или слишком броских оттенков. И глубокие декольте для матушек взрослых девиц были неуместны.

Всё так! Да и сам Островский сказал, что Харита Игнатьевна одета «изящно, но смело и не по летам».

Но вот что интересно… Не одна Харита Игнатьевна стремилась так одеваться.

Помните портрет баронессы Ротшильд? Картина была завершена в 1848 году, когда Бетти Ротшильд исполнилось сорок три.

На ней – атласное платье с декольте, кружевными оборками и рюшами. Цветовая гамма близка к нарядному платью Огудаловой.

Жан-ОгюстДоменик Энгр. Портрет баронессы Бетти Ротшильд. 1848 год.
Жан-ОгюстДоменик Энгр. Портрет баронессы Бетти Ротшильд. 1848 год.

Портрет дамы в изумрудном платье.

Мне сразу вспоминается Скарлетт. Её любимый цвет…

Интересно, могла она носить такие наряды в сорок лет? Если бы не случилось войны и она не стала вдовой?

Наверняка нет. В возрасте 40+ она была бы матерью замужних дочерей и бабушкой. А на американском Юге нравы были строги. Все решили бы, что почтенная дама слегка повредилась головой, вздумав так одеваться.

Федерико Мадрасо. Портрет дамы в платье из изумрудного атласа, 1850-е годы.
Федерико Мадрасо. Портрет дамы в платье из изумрудного атласа, 1850-е годы.

Во многих странах Европы светские люди мыслили иначе.

Тон всему задавали королевские особы. Про нашу Марию Фёдоровну я писать не буду. Её зрелый возраст пришёлся на конец 19 века, тогда уже мало кто стеснялся одеваться в возрасте 40+ моложаво.

А вот портрет Изабеллы Испанской, который я уже размещала. Декольте прикрыто украшениями, но само платье сшито из яркого алого муара.

Королева Изабелла вторая 1858.
Королева Изабелла вторая 1858.

Как выглядели дамы с лишним весом в платьях 19 века?

Если можно особам королевской крови, то почему нельзя жёнам дворян или нуворишей?

Иван Макаров. Портрет Губониной, 1870-е годы.
Иван Макаров. Портрет Губониной, 1870-е годы.

Если говорить про розовый цвет, то замужние дамы его всегда любили.

Ну и что, что у тебя сын подросток? Теперь не носить розовое, что ли? Нет уж. Будем носить, пока…

А до какого возраста, собственно?

Cosroe Dusi. Графиня Ольга Орлова с сыном Николаем около 1840 года.
Cosroe Dusi. Графиня Ольга Орлова с сыном Николаем около 1840 года.

Ну, до сорока лет точно можно. А дальше…

Портретов дам в розовом возраста 40+ (кроме баронессы Ротшильд) я не нашла. Но носили! И нежных оттенков, и ярких.

Сцена из «Анны Карениной»:

«– Вы слышали, и Мальтищева, – не дочь, а мать, – шьет себе костюм diable rose .

– Не может быть! Нет, это прелестно!

– Я удивляюсь, как с ее умом не видеть, как она смешна»…

Речь идёт о наряде крикливо-розового оттенка.

Костюмы для прогулок, 1872 год.
Костюмы для прогулок, 1872 год.

И конечно, тягу дам 40+, имеющих взрослых дочерей, к нежным девичьим или броским оттенкам находили неуместной.

За это осуждали. Над этим посмеивались. Потому что оно и правда выглядело несколько смешно, когда мать и дочь одевались одинаково, без учёта возраста и статуса.

Но такая тенденция была. Особенно в то время, когда происходит действие пьесы Островского. Так что нельзя сказать, что Харита Игнатьевна одевалась неприличней других. Разве что для Бряхимова.

Кадр из фильма «Жестокий романс». Мать и дочь одеты в одном стиле.
Кадр из фильма «Жестокий романс». Мать и дочь одеты в одном стиле.

«Шлейф волочился по полу, словно русалочий хвост»… Как я одевала свою героиню.

#кино #стиль #искусство #мода и красота #женщины