«Компании не создают лидеров – их создают покупатели»
- Эл Райз, Джек Траут «Маркетинговые войны»
Сегодня только ленивый не кинул камень в новое творение российского рынка под названием «Вкусно и точка». Впрочем, не только название, но и логотип подвергся бесчисленным нападкам со стороны профессионального сообщества.
Не хочу участвовать в массовом хейтинге принятых решений хотя бы потому, что владельцы и сотрудники бизнеса бесконечно любят свои детища, какими бы особенными они не были. Вкладывают в них свои силы, волю, ресурсы. Скрупулезно, заботливо… Одно это достойно уважения! Их восприятие получившегося в итоге совсем не обязательно должно совпадать с мнением окружающих. Глобально, только они определяют «что, почему и с какой целью». Главное – чтобы потребитель поверил и «проголосовал рублем» за новый образ любимой точки, где вкусно.
Но давайте объективно посмотрим на ситуацию. Ото всех участников рынка потребуется более глубокий подход к рождению новой легенды для посетителей взамен старой – привычной и понятной. Формирование нового понимания собственной уникальности, новых потребительских ценностей. Ведь любой ребрендинг – это, по сути, создание «с нуля», а не «где-то что-то подкрасить, поправить, подпилить». Впрочем, об этом стоит поговорить отдельно, вне темы данного поста.
Здесь же хочется спросить у тех, «кому не нравится»: а что, другие лучше?
Да российский рынок просто кишит нелепыми «шедеврами», придуманными за несколько минут около кулера в процессе заваривания чая, «созданными на коленке» в плотном графике несметного числа задач в тайм-листе сотрудника рекламного агентства, которые нужно обработать, чтобы поскорее по ним отчитаться. В результате: на один успешный приходятся сотни нелепых, а то и «вредительских» для бизнеса реализаций в рекламе таких же нелепых (или вредительских) замыслов их создателей. И если бы не огромные медийные бюджеты, которыми зачастую нивелируют пагубное влияние ошибочных стратегий или – их полного отсутствия, то рынок уже давно задался бы вопросом: «а за что отвечают креативные агентства и дизайн-студии?» и «как оценить их неуспехи?»
С каждым днем становилось бы все сложнее оправдываться за посредственную работу дежурной фразой рекламщика: «каков бриф – таков и креатив». Хотя, откуда претензии к брифу, друзья? Не вы ли собственноручно разрабатываете опросные клише?
Забавно, но за некомпетентность и промахи всех подрядчиков на всех этапах проекта отвечает один персонаж – владелец бизнеса. Он платит не только за свои, но и промахи того самого «креатора», возможно, преследующего в проекте Заказчика не его интересы, а свои собственные: в самоутверждении, в самореализации, в само… да Бог знает в чем еще.
Если все же предположить, что решение о такого рода «реинкарнации» было нерелевантным для российского рынка, то..
…По данным многих российских интернет СМИ в разработке обновленного образа «Макдональдс» участвовала материнская компания (вот, например). Невольно возникает вопрос: а из головного офиса вы это видели? …или вы специально заложили возможную ошибку, чтобы вдруг не стало лучше, чем у вас? Или …сдали поле, а «подводные камни» из-за пазухи раскидали?