Найти в Дзене
Денис Гардари

«Банальности - трамваи мышления», Хосе Ортега-И-Гассет

Мне тут задали вопрос, что лично я в искусстве считаю плохим. Так вот, однозначно плохим в искусстве я полагаю банальность. Это такая беда, которая коварно и, зачастую незаметно, сводит на нет любые творческие импульсы, которая превращает нечто, способное стать искусством, в «лубок» и китч, которая упрощает мир до простой, схематичной картинки перед носом. Это то, что подменяет «речь» болтовней, юмор пошлостью, а чувства ярлыками. Это взгляд, который смотрит, но не видит, взгляд, порождающий образ, за которым пустота. Если попытаться дать определение, то банальность - это клишированность сознания, заурядность тем и способов высказывания. Она тотально предсказуема и как главный враг творчества пуста и бесплодна: простое, шаблонное повторение того, что рождено энергией не твоего ума. Как человек никогда не равен самому себе (словами Бахтина), так и в искусстве - настоящее высказывание никогда не равно само себе. Если мы видим, что форма творческого «слова» и есть само слово, то можно быт

Мне тут задали вопрос, что лично я в искусстве считаю плохим. Так вот, однозначно плохим в искусстве я полагаю банальность.

Это такая беда, которая коварно и, зачастую незаметно, сводит на нет любые творческие импульсы, которая превращает нечто, способное стать искусством, в «лубок» и китч, которая упрощает мир до простой, схематичной картинки перед носом. Это то, что подменяет «речь» болтовней, юмор пошлостью, а чувства ярлыками. Это взгляд, который смотрит, но не видит, взгляд, порождающий образ, за которым пустота.

Если попытаться дать определение, то банальность - это клишированность сознания, заурядность тем и способов высказывания. Она тотально предсказуема и как главный враг творчества пуста и бесплодна: простое, шаблонное повторение того, что рождено энергией не твоего ума.

Как человек никогда не равен самому себе (словами Бахтина), так и в искусстве - настоящее высказывание никогда не равно само себе. Если мы видим, что форма творческого «слова» и есть само слово, то можно быть уверенным - перед нами банальный китч. Перечитайте это предложение еще разок… а теперь еще разок 😊.

Вдумайтесь, вы смотрите на произведение и вам всё понятно… вот только это «понятно» порождает не радость открытия или тревогу от расширения горизонта и изменения привычного образа мыслей. Это «понятно» на внутреннем мониторе сознания порождает два простых слова - «ну да». Они даже могут сопровождаться какими-то эмоциями, удовольствием, но всё равно остаются только лишь «ну да».

Элементарный эксперимент: наберите в гугле «картина маслом» и вы осознаете всю актуальность и остроту беды 😌. Впрочем, банальность - проблема не только тех, кто «рисует котиков». Это в целом задача любого художника - по капле выдавливать из себя ту «простоту», которая хуже воровства; не важно, пишите вы портреты маслом, создаете актуальные инсталляции или занимаетесь стрит-артом. Плоский взгляд на мир, характеризующийся любимым словечком Жириновского «однозначно» - убивает любое произведение, вне зависимости от того, каким образом оно сделано, красками, металлом, словом или телом.

Если задуматься над тем, как же «выдавливать» из себя банальность, то я вижу для этого только один способ - расширение собственной картины мира. Причем, это дорога длинною в жизнь. Надо постоянно раздвигать горизонты понимания и чувствования. Само по себе расширение кругозора позволяет открывать всё новые и новые грани реальности, не зацикливаться на очевидном… ну а постоянность этого процесса дает художнику, так ценимую незавершенность (в смысле недосказанности и открытости бытию). Такую незавершенность, когда произведения художника воспринимаются не как «точка», а как «многоточие», как предложение к диалогу, как ценная интуиция, чье значение не только в «происках» автора, но и в подспудном посыле к обязанности зрителя пройти свою часть путешествия по ту сторону красочного слоя, в пространство между наличным и возможным, в то место, где мы можем найти себя.

Большинство из нас — это не мы. Наши мысли — это чужие суждения; наша жизнь — мимикрия; наши страсти — цитата! Оскар Уайльд.

#искусство #живопись #творчество