Не так давно я прокатилась на небольшом судне на подводных крыльях «Валдай» к Шуховской башне.
«Валдай» за полтора часа успевает доплыть по Оке от Нижнего Новгорода почти до Дзержинска, постоять немного, чтобы пассажиры разглядели башню во всей красе и вернуться обратно.
Википедия рассказывает, что
Шу́ховская ба́шня на Оке́ — единственная в мире гиперболоидная многосекционная опора линии электропередачи, выполненная в виде несущей сетчатой оболочки, расположенная примерно в 12 км от города Дзержинск на левом берегу Оки, за посёлком Дачный.
Это одна из двух сохранившихся в России высотных многосекционных гиперболоидных конструкций инженера В. Г. Шухова, вторая — Шуховская телебашня на Шаболовке в Москве.
Чем интересна башня на Оке?
Построенная через семь лет после башни на Шаболовке она признается западными специалистами более совершенной и достойной внесения в список Всемирного наследия Юнеско.
Созданное в 1928 году как опора для перебрасывания проводов через реку, сетчатое сооружение является памятником эпохи конструктивизма в архитектуре и напоминает об успехе изобретения русского инженера Владимира Шухова.
В конце XIX века он создал и запатентовал конструкцию из сетчатой оболочки в форме гиперболоида. Его разработки позволили создавать прочные сооружения большой высоты при минимальных затратах металла.
Шуховская башня в Нижегородской области представляет собой опору ЛЭП, равной которой нет.
Во-первых, она имеет форму гиперболоида,
во-вторых, ее строительная конструкция представляет собой сетчатую оболочку.
Визуально отчетливо делится на 5 частей, высота каждой из которых составляет 25 метров.
Высота всей Шуховской башни на Оке составляет 128 метров.
Для сравнения — высота монумента «Родина-мать зовет!» в Волгограде достигает только 85 метров.
Венчает опору горизонтальная траверса из стали длиной 18 метров. Ранее к ней крепились 3 линии высоковольтных проводов.
Немного о ее создателе
Уроженец Курской губернии изобретатель Владимир Григорьевич Шухов известен прежде всего как автор проектов первых российских нефтепроводов и установок для крекинга нефти.
Заинтересовавшись созданием гиперболоидных конструкций, шухов представил свою первую башню в 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде.
Сооружение высотой 37 метров так поразило зрителей, что один из них купил его и увез в свое имение.
Первая в мире гиперболоидная конструкция до сих пор находится в селе Полибино в Липецкой области, где у приобретшего ее фабриканта Ю. С. Нечаева-Мальцова был дом.
Мне написала об этом подписчица из Липецка, когда я рассказала о башне на Оке в Контакте, я даже не слышала о существовании Липецкой башни.
В 1899 году Шухов запатентовал изобретенную конструкцию. Первоначально его чертежи использовались для постройки корабельных мачт и перекрытий зданий, в 1919 году началось возведение башни на Шабаловке.
В процессе строительства произошла авария, которую изобретатель объяснил плохим качеством металла, но… его условно приговорили к расстрелу.
В 1922 году радиобашня была закончена и состоялась первая трансляция, Шухова помиловали.
Спустя 5 лет создателя гиперболоидных конструкций привлекли к осуществлению плана электрификации страны.
Под его руководством недалеко от Дзержинска поставили 6 гиперболоидных опор ЛЭП для переброски проводов над рекой.
Система была многоярусной: опоры стояли попарно, при этом каждая пара имела свою высоту — 20, 68, 128 метров.
Весь комплекс гиперболоидных опор ЛЭП под Дзержинском создавался с 1927 по 1929 год. Тогда, в 1928 году и была построена башня на Оке.
В 90х две башни были признаны архитектурным памятником регионального значения, но это не помешало местным жителям разобрать одну на металлолом.
У второй башни из 40 балок нижней секции осталось только 28, она вот-вот могла рухнуть.
В 2007 году правительство региона совместно с ОАО «МРСК Центра и Приволжья» приступило к восстановлению объекта.
В 2014 году Шуховская башня получила статус объекта культурного наследия федерального значения.
Она кажется нереально тонкой и кружевной.
Вокруг башни устроен небольшой парк, но добираться туда от Дзержинска лучше в теплую хорошую погоду, так как дорога ужасна.
А вот на кораблике не жаль потраченного времени- башня предстает во всей красе.
Как сказал капитан, она эффектно смотрится ночью, когда подсвечивается цветами российского флага. Судя по фото это действительно так!