Найти тему
Марианна Якимова

Взгляд изнутри: как продать свой концепт клиенту

«Ты ж художник, удиви меня!» - знакомо? Расскажу как с этим бороться.

Зачастую клиенты относятся пренебрежительно к разработке концепта в сфере компьютерной графики. Заказчик, далекий от дизайна, считает что раз ты художник, то по щелчку пальцев сразу же выдашь «шедевр», а если это компьютерная графика, то и вовсе нажатием одной кнопки, остальное отрисует компьютер.

-2

Я всегда объясняю клиенту, что разработать дизайн - это огромная работа, порой даже сложнее, чем само воплощение задумки. Если есть хорошо проработанная идея, воплотить её не так уж сложно, а порой не так уж и затратно. Но прежде, чем подойдёшь к точке, где всё идёт по плану, приходится потрудится.

💡 Идея - барышня капризная. Она витает в воздухе, может внезапно прийти похожая абсолютно разным людям одновременно, а может затаиться и целые дизайнерские студии будут пыхтеть, брейнстормить, что-то делать, лепить, а на выходе получится ерунда. Увы, и такое бывает и даже опытный профессиональный художник не застрахован от этого.

К сожалению, нет инструкции как создать «шедевр» или мега креативную гениальную идею, которая будет стоить миллионы, но я опишу как НЕ убить идею, как помочь её найти и как дать ей сформироваться в голове.

В качестве примера, опишу свой проект, который я делала в прошлом году - «Кошка Лола».

-3

«Без хорошего ТЗ, получается … ерунда получается» (с).

Однажды мне так в шутку сказал мой хороший знакомый с которым мы плотно работали над 3д печатью. С тех пор я особенно выделяю важность чёткого технического задания (далее - ТЗ) для своих клиентов и коллег.

Чтобы было проще что-то придумать, нужно сесть и постараться словами описать что мы делаем. Серьёзно, если не можете в предложении сформулировать что мы делаем и описать, что это будет, даже не начинайте.

Вначале было слово, так и в этой работе, сначала нужно самым быстрым способом выкинуть всякий «мусор» из головы и описать «что я хочу получить». Мозг очень любит чёткие задачи. В сфере дизайна это называют brain storm, (Brain storm применим к любой сфере, и появился он не в дизайне) есть разные методы, но суть в том, что, когда вы проговариваете воображаемый концепт (а в голове, как правило мы уже подсознательно знаем что хотим получить), вы начинаете тут же находить ещё вариант, и ещё, а позже понимать что подходит или нет под конкретную задачу. Так, отбрасывая лишнее, приходим к чему-то конкретному.

Например:

Плохое задание.

В начале карьеры я столкнулась с заказом, где мне дали такое описание: «Создай логотип для ночного клуба. Это должен быть тигр. Будущее». Всё. Будучи неопытной я взялась за заказ и успешно его провалила.

Почему?

Пример логотипа из интернета
Пример логотипа из интернета

Такое описание пригодно для студента в институте, как художественный практикум, креативить под абстрактного заказчика, выплёскивать свою энергию и учится. На практике, у такого заказа прямая дорога в...

«ой, вы мне уже показали 1000 вариантов, но это всё не то, мне не нравится. Вы же художник, вы должны мне предлагать, а я пальцем тыкать и выбирать. Но спонсировать ваше время на генерацию идей не хочу. Зачем? Если мне не нравится что вы сгенерировала ранее, почему я должен за это платить?».

-5

У такого абстрактного описания, как: тигр, будущее, ночной клуб, - есть множество ответвлений, которые приводят в тысячам вариаций в самом исполнении. Вот тигр какой? Злой? Добрый? Ночной клуб для кого? Просто для молодёжи или тематический? Что должен этот тигр представлять? Какие надписи? Стиль исполнения? Цвета?

Даже, если вы откроете интернет и найдёте уже готовых тигров всех мастей, сделанные ранее другими художниками, и предложите тысячи вариантов клиенту, он так ничего и не выберет. Почему? Потому что сам не знает чего хочет. Виноват клиент? Не совсем, клиент и правда не дизайнер, если бы он знал чего хотел, вряд ли бы обратился за этим к художнику. Задача художника - помочь направить клиента на поиск того чего он действительно хочет, потратив при этом наименьшие свои усилия.

✅ Хорошее задание.

Когда ко мне обратилось рекламное агентство из Израиля с просьбой разработать виртуальную модель (инфлуенсера) для ведения Инстаграм под рекламу товаров, то я получила следующее описание:

«Персонаж кошка, домашняя. Ведёт блог, где шутит над своим хозяином, издевается над ним, презренно смотрит на окружающий мир, любит поесть и лентяйка. Прототип кошка Хлоя из мультика «Тайная жизнь домашних животных».

Имея предыдущий негативный опыт, я начинаю «вести» клиента к ещё более конкретному пониманию каким должен быть персонаж. На данном этапе я ничего не рисую, не придумываю, а начинаю давать клиенту «домашние задания»: описываю свои находки и идеи как можно повести ход работы и изобразить персонажа. Какой путь вам больше нравится или подходит?

-6

Я нашла топ-10 ленивых пород, эти породы можно выделить в категории: бесшёрстные, коротко шёрстные, длинно шёрстные. К этому описываю какие могут быть проблемы при производстве того или иного типа персонажа в 3д. Например, кошка с длинной шерстью очень эффектна и выразительна, но будет трудоёмкая в производстве и дороже стоить, коротко шёрстная (сфинкс) слишком агрессивная на первый взгляд, может отпугнуть часть публики, кто не в восторге от лысых котов, но зато самая простая и дешевая в производстве. Так какая вам подходит лучше?

Примеры пород
Примеры пород

Когда я предлагаю свои услуги по разработке концепта, я предлагаю разработать 3 варианта персонажа, чтобы было из чего выбрать. 4-й вариант идёт как бонус - это компиляция всех предыдущих идей в одном объекте. Допустим идея из первого вариант, часть идеи из 3-го.

Клиент выбрал одну кошку короткошёрстную и две длинношёрстные. Что ж, о проблемах предупреждён, а дальше хозяин барин.

Уже поиски сузились, уже легче.

Мы уже знаем что делать, а что не делать. Очень важно знать, что делать не надо, даже наверное важнее, чем знать что делать.

Сужаем поиск ещё дальше.

Всех стилизованных персонажей кошек из множества просмотренных примеров, которые уже были созданы до меня, я условно выделила в следующие категории: комиксово-мультяшная кошка, реалистичная, диснеевская, няшная, очень стилизованная, скорее комок шерсти с глазками, чем кошка.

Примеры персонажей кошек
Примеры персонажей кошек

Какая подойдёт больше? Для передачи эмоций и запоминанию лучше работают мультяшные стилизованные, ведь можно передавать эмоции, коверкать лицо как захочешь, а реалистичная кошка более нейтральна, но так как это виртуальная 3D модель, то может больше понравится публике.

Клиент снова ушёл думать на неделю и совещаться с командой.

Решили, что реалистичная кошка зайдёт лучше.

Уже лучше.

Осталось последнее задание...

Когда создают персонажа, особенно животное, как правило его ассоциируют с человеком. Люди любят, когда персонажи похожи на них самих или их кумиров, знакомых. Когда мы узнаём в герое что-то знакомое себе, мы его лучше понимаем, сочувствуем. Наша кошка, чтобы быстрее запомнится, может быть похожа на какого-то известного комика или человека, который бы нравился или имел хорошую репутацию. Конечно должна быть не «в лоб» похожа, а лишь намекать, чтобы где-то на подсознательном уровне вызывать симпатию. Если сделать слишком узнаваемым и похожим - получится реклама звёзды или использование её образа.

-9

Привела клиенту 10 звёзд комедий, которые имеют мировую славу и знакомы многих, какие из этих персонажей могли бы зайти вашей аудитории? Если кошка будет фигурировать в основном среди американцев, то сейчас тренд на темнокожих, мулаток, если восточной Европы, то скорей всего белая актриса зайдёт, может публика только в Израиле, тогда какие комики популярны у вас?

Клиент снова задумался и вернулся с 3 актрисами, которые любимы у них.

Что мы имеем в итоге?

🐱 Кошка по типу Хлои из мультика, 3х пород, в реалистичном стиле, похожая на 3х актрис. Ведёт блог в Инстаграм.

Это уже большой путь. Давая такие задания я и сама лучше в голове составляю картинку, а клиент так и вообще обдумал, что подойдёт, что нет и что хочет видеть.

-10

Хорошая зацепка, что это Инстаграм, это уже определяет свою эстетику, актрисы направляют на то какие черты нужны персонажу, чтобы понравится клиенту (это самое главное, персонаж в итоге должен нравится клиенту, чтобы он его купил).

Когда словами всё описали и всё поняли, можно идти дальше.

Анализ похожих работ

Ничто не ново под луной.

Что бы вы не придумали, до вас это уже было в Симпсонах придумал кто-то другой. Поэтому открываю интернет и просматриваю все ресурсы с персонажами кошками, которые ведут блог, мультики, кино, мемы. Артстейшн, Биханс, мемы и просто картинки в Гугл. Просматриваю много-много вариантов. Что это даёт?

Когда мы смотрим на много разных вариантов по одной и той же теме, мы начинаем наблюдать структуру и разделять все варианты на категории.

Какие-то будут нравится больше, какие-то вообще не подходят.

Наблюдая как сделаны те или иные работы, учимся у других художников. Анализируя множество работ мы так же замечаем в чем их недостатки, достоинства и начинает приходить собственная идея «как улучшить».

Вот тут важно не потерять эту мысль и срочно её записать, потому что именно такая находка и будет нашей первой фишкой, которая выделит нашего персонажа от всех остальных и придаст ему уникальности.

Это не значит что вы изобрели велосипед или открыли Америку, может непосвящённому человеку идея покажется и простой, но эта идея должна лучше всех остальных вписываться в задачи вашего проекта и понравится клиенту.

Эскизы.

Сначала копируем потом работаем над общей формой персонажа.

Прежде чем рисовать свои идеи, я для разогрева копирую рисунки уже готовых работ от других художников. Делаю наброски, изучаю, рисую части персонажа. Заодно отвечаю себе на вопрос «а чем меня привлекла эта работа? Что в ней особенного?» например здесь меня впечатлили лапки в форме капель. Копирую эти лапки, учусь делать подобные, пробую подстроить их под свою задачу.

По старинке: бумага, карандаш
По старинке: бумага, карандаш

Когда чувствую что «разогрелась», что рука рисует быстро, голова уже начинает понемногу генерировать свои мысли - начинаю быстро всё это зарисовывать. Двигаюсь от общего к частному, то есть, работаю над общей формой персонажа. Какое тело у кошки? Какие пропорции? Чтобы персонаж запоминался, он должен иметь какие-то отличительные черты, иначе можно просто взять фото кота из интернета и начать делать модель.

эскизы на ipad
эскизы на ipad

На данном этапе экспериментирую с пропорциями тела, пробую самые смелые и нелепые варианты: большая голова, короткие лапы, гигантские хвост. Треугольная голова, круглые лапы, лапы-капли, самые смелые идеи. Главное выбросить весь «мусор» из головы. Как правило самые первые варианты - самые скучные. Нужно рисовать или проговаривать всё что в голове, чтобы открылось место для нового.

-13

Разработка лица. Эмоции. Рисунок пятен

Когда тела нарисованы, выбираю какие считаю больше всего подходят под задачу и приступаю к лицу. На самом деле тут уже проще, ведь образ тела уже будет диктовать какое подойдёт лицо. Снова экспериментирую с пропорциями, пытаюсь найти что больше всего будет выражать лень и в то же самое время будет милым и приятным глазу.

Глаза - зеркало души. Пробую разные варианты глаз, смотрю какие больше всего подойдут. Экспериментирую со ртом.

Столько рисовать конечно выматывает, голова устаёт, стоит взять паузу, отдохнуть.

Во время отдыха приходят новые мысли. Веди мозг натренировался думать в этом направлении, начинает в простых вещах подмечать идейки, на которые раньше не обратил бы внимание. Ещё лучше с идеей переночевать.

-14

Поиск цветового окраса

Когда нашла мордочку, что мне больше всего приглянулась, начинаю придавать ей эмоции. Грусть, испуг, радость, злость, мечтательность - это помогает вжиться персонажу, увидеть его с разных сторон. Примерить как он будет себя «вести» в среде нашей задачи. Ну и клиенту уже становится легче представить как это будет выглядеть в итоге.

-15

Беру силуэт с мордочкой в нейтральной позе, клонирую множество раз и начинаю придумывать цветовые схемы. Чтобы клиента больше заинтриговать, пишу красивые названия к ним, чтобы больше передать ощущение от задумки. Окрас капучино, рыжий котик карамель или чёрный с рыжими пятнами как загадочная ночь. А может белый с серебристым отливом как айсберг? Такие описания придают персонажу характер, даже больше, чем его визуальное представление, ведь у человека от слов начинает работать своё воображение и он начинает сам домысливать то что ему приятно. Придавать характер. Порой найдутся неожиданные решения, которые можно будет добавить и персонаж станет еще интереснее.

Я предложила 3 разных персонажа, не похожих друг на друга, (это важно, не плагиатить самого себя в вариантах, стараться отмести все что было в предыдущем варианте и сделать кардинально новое):

Полностью реалистичная милая надменная бирмская кошка,

Британская кошка, но с более человеческим обликом, в одежде, получилась этакая хулиганка, злюка персидская кошка, но более стилизованная.

Финальный рендер.

Демонстрация персонажа в «деле», в среде, на примерке.

Чтобы продать свою работу успешнее, клиенту важно показать как твоя задумка будем смотреться «в деле». У меня кошка инстаграмщица, поэтому делаю образец её Инстаграм странички. Как будто это уже звезда и уже ведёт блог и вот так будет смотреться.

Образец как это выглядит с экрана телефона, компьютера, плакаты с ней на улицах города, сумки с её изображением и тд. Чем лучше впишем нашего персонажа в реалии и покажем, тем эффектнее будет впечатление на клиента. Зачастую обращаются менеджеры, которые мыло понимают в художестве, им трудно представить конечный результат видя просто эскизы на бумаге. Людям нужно более практичное материальное описание.

По мимо примеров моего персонажа в живой среде, рисую финальную иллюстрацию с ним, где уже обрисовываю полностью всего персонажа, красивая картинка, которая приглянется заказчику и упростит мне создание 3д модели в будущем.

*целую историю может рассказать дизайн ошейника, его тоже отдельно прорабатывала разные варианты.

Имея перед собой 3 варианта персонажа, красиво отрисованных, с примерами как это будет в деле, клиент ушёл на совещание с командой на неделю.

Эту кошечку одобрил заказчик
Эту кошечку одобрил заказчик
Вариант, который понравился лично мне
Вариант, который понравился лично мне

Эту кошечку было бы интересно делать в 3D
Эту кошечку было бы интересно делать в 3D

Пролог.

Через неделю, было принято решение, что подходит первый вариант кошки Лолы, полностью реалистичной, с ошейником как у 3-й кошечки, в цвете горький шоколад.

Таким процессом работы при разработке концепта я пользуюсь всегда: оттачиваю ТЗ, изучаю работы других талантливых художников, каждый раз учусь у них чему-то новому, копирую их работы, затем делаю свои эскизы от общей формы к более конкретным деталям. В конце экспериментирую с цветом и тестирую результат в живой среде.

Конечно, бывают моменты когда не получается, нет настроения, капризный клиент, от этого никто не застрахован. Бывает что работа не идёт даже у очень опытных профессиональных художников.

А вот как с этим бороться и что делать в такой ситуации, я расскажу в следующей статье позже.

Спасибо за внимание!

Больше моих работ можно увидеть здесь:www.pompidou-studio.art

Тут ссылки на все мои соц. сети, включая YouTube, где собраны урезанные версии моих уроков.

https://bio.site/Hok6HR

По вопросам сотрудничества пишите на e-mail сюда: info@pompidou-studio.art

#технологии #искусство #графика #иллюстрация #дизайн #культура

-20