Со Звездой Давида вечно наблюдается одна из двух крайностей: либо этот символ воспринимают исключительно в контексте еврейства, либо обвиняют евреев в присваивании знака, не имеющего к ним отношения. Как это обычно и бывает с крайностями, обе они неверны.
Особенно интересно именно первое заблуждение. Считая гексаграмму сугубо еврейским символом, люди в лучшем случае бывают очень удивлены, увидев её в каком-то неожиданном месте. А в худшем случае — сразу же строят теорию заговора.
А я не буду ходить вокруг да около, а начну сразу с тезиса. На самом деле, Маген Давид как еврейский символ — хотя и имеющая вполне осязаемые корни, но очень недавняя традиция. Прослеживается она только с начала XIX века (ну, и буквально пары последних лет века XVIII).
Посему совершенно не стоит удивляться или делать далекоидущие выводы, видя что-то такое:
На самом деле, символ во-первых чрезвычайно древний (настолько, что уже и не установишь, когда именно он впервые появился — возможно, в древней Индии или Месопотамии). Во-вторых, возник он в разных частях света вполне независимо: например, некоторые кельтские этносы использовали нечто подобное даже до встречи с римлянами — не говоря уж о каких-то внятных контактах с Востоком.
Евреи также использовали гексаграмму с глубокой древности, как минимум со времён Второго Храма, то есть ещё до нашей эры. Вот только у неё, по всей видимости, многие века не было как такового религиозного значения: скорее изначально декоративное, а затем — общее мистическое.
Символ активно использовался как иудеями, так и христианами (поэтому в Средние Века шестиконечная звезда обильно представлена в убранстве церквей).
Более того: совершенно не чурались и мусульмане! Причём называли они её точно так же, Звездой Давида или Печатью Соломона.
Причём речь тут идёт не только о каких-то мелких элементах убранства, но и о флагах, например. У того же Хайреддина Барбароссы, знаменитого османского пирата, не только подопечный Синан-реис (еврей) ходил под Звездой Давида: и на флагах самого «мусульманского Фрэнсиса Дрейка» она присутствовала.
По всей видимости, наиболее ранний пример прямой связи Звезды Давида с конкретно с евреями относится к середине XIV века. Речь идёт о «флаге царя Давида», который император Священной Римской империи Карл IV дозволил использовать пражским иудеям. Интересно, что флаг был красным, а вовсе не синим, как мы привыкли.
При этом роль религиозного символа по-прежнему оставалась за менорой. На тех же иудейских надгробиях, например, Звезда Давида совсем не торопилась появляться.
Активно евреи начали использовать «Щит Давида» в синагогах и неких текстах сакрального содержания в XVI столетии. Но касалось это в основном Чехии и Нидерландов, самых «еврейских» регионов Европы, а по остальной территории тренд распространялся медленно.
Но при этом не отказывались от символа и христиане: даже в XVIII веке ещё не сложилось какой-то чёткой, однозначной ассоциации. Звезда Давида в Новое Время по-прежнему оставалась чем-то общим для всех авраамических религий, с неким мистическим привкусом. Ничего особо не изменилось с тех пор, когда её рисовали в алхимических трактатах. Или вовсе где-нибудь в Индии.
Современное восприятие Звезды Давида как символа евреев прослеживается только с конца 1790-х годов (что особенно ярко видно по тому факту, что именно тогда Маген Давид в связи с евреями стали изображать антисемиты).
А примерно с первой четверти XIX века современное значение уже вполне явно оформилось: сионисты начали охотно применять Звезду Давида как символ еврейства и как полноценный аналог кресту и полумесяцу.
В 1897 году состоялся Всемирный сионистский конгресс в Базеле. Там не только впервые всерьёз заговорили о создании еврейского государства, но и утвердили Маген Давид в качестве международного символа.
Что особенно интересно, выбор пал на Звезду Давида, а не на менору, именно из-за того, что шестиконечная звезда по-прежнему не имела явного значения религиозного толка. Базельский конгресс был светским мероприятием, очень многим людям там было совершенно плевать на иудаизм, и их интересовало именно светское еврейство.
Как я сказал в начале текста, когда этот символ впервые появился — уже почти невозможно судить. Столь же трудно разобраться и в корнях его использования евреями, на это счёт существует великое множество версий. Большинство из них, так или иначе, связаны с войском царя Давида.
Однако историчность самого Давида — огромный вопрос, так что я совсем не хочу всерьёз разбирать эту тему. Она уже не столько для историков, сколько для специалистов по религиозным текстам.
Резюмируя: хотя Звезда Давида действительно так или иначе использовалась евреями с незапамятных времён, её однозначная ассоциация с этим народом имеет место только с XIX века. Причём, скорее, даже где-то с его середины.
И если вы встречаете Маген Давид в чём-то более раннем — очень возможно, что евреи тут совершенно ни при чём. Ситуация похожа на то, что вышло со свастикой ещё позже. Отбой, конспирологи, отбой.
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! (или по тегу #миллеркат )