Найти тему
Свободу мысли!

Информационно-психологическая безопасность детей и подростков: ответы на часто задаваемые вопросы

1. У нас с ребёнком доверительные отношения. Зачем устраивать лишний контроль?

Конечно, взаимное доверие — важная часть отношений с ребёнком. Вместе с тем, ребёнок, в силу возраста, не всё может понимать. Некоторые безобидные, с точки зрения ребёнка, сайты (в том числе паблики в контакте) могут способствовать формированию пренебрежения к социальным ценностям, инфантилизма, и т. д. Важно учитывать, что любой опыт, полученный человеком, остаётся в его памяти навсегда. Причём, у детей эта особенность более выражена, чем у взрослых. Кроме того, у ребёнка способность к прогнозированию последствий своих действий развита хуже. Это одна из причин, почему дети, зачастую, недооценивают своё экранное время. Наконец, и сам контроль может быть разным; он может быть и доверительным, когда вы регулярно анализируете вместе с ребёнком то, что он встречает в Сети, а также то время, которое он тратит — и всё это в контексте ваших семейных ценностей, целей и планов ребёнка на жизнь.

2. Как определить, какая информация наносит вред здоровью и развитию?

Прочитайте закон РФ «О защите детей от информации, наносящей вред здоровью или развитию» (глава 2, статья 6). Ознакомьтесь с материалами для родителей общественной организации «Лига безопасного интернета» (http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/).

3. Какие программы родительского контроля существуют?

Выберите какую-либо программу (полный обзор приложения для смартфона здесь:https://findmykids.org/blog/ru/roditelskij-kontrol). Вы можете выбрать их с учётом своих запросов и возможностей. Следует помнить, что качественные программы с широким набором инструментов и хорошо защищённые от взлома, обычно платные. Также важно настроить устройства так, чтобы администраторами были родители, а у ребёнка были те права, которые он сможет использовать без вреда для себя.

4. Как настроить программу родительского контроля?

Воспользуйтесь услугами технической поддержки программы, найдите информацию на сайте компании-производителя программы или пригласите компетентного человека на дом. Также вы вполне можете дать своему ребёнку простое устройство с весьма ограниченным набором возможностей (без доступа к Интернету, возможности получать файлы от других устройств и т. п.).

5. Как помочь ребёнку научиться организовывать своё время за компьютером?

Прочитайте книгу М.А. Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей: книга продвинутых родителей» и внедрите рекомендации в жизнь. При необходимости используйте другие книги автора на эту тему.

6. Как научиться понимать возрастные особенности детей?

Прочитайте книгу «Психология человека от рождения до смерти» (под ред. А.А. Реан), обсудите её с членами семьи, выработайте единую стратегию воспитания и реализуйте её.

7. Что делать, если сами родители не всегда подают положительный пример своим детям в плане рационального использования компьютера и смартфона?

Действительно, личный родительский пример очень важен для воспитания. А привычки рационального использования компьютера и смартфона стоит поддерживать в любом возрасте. Воспользуйтесь «Правилами цифровой гигиены» известного врача-психотерапевта А.В. Курпатова: https://zen.yandex.ru/media/andreykurpatov/kak-izbejat-cifrovoi-zavisimosti-10-sovetov-ot-andreia-kurpatova-5bfc0c209d365500aa5f7537. Если возникают значительные трудности с их реализацией, нужно понять, какими причинами это вызвано. Возможно, вам стоит развивать свои навыки самоорганизации или (и) пройти курс психотерапии.

8. Куда обратиться за психологической помощью?

Вы можете обратиться к школьному психологу, в районные (региональные) центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В случае выраженных проблем можно обратиться к врачам: психотерапевту или психиатру. Если ваш ребёнок не готов обратиться за помощью сам, вы можете сделать это сами. Однако, стоит помнить, что целью вашего обращения не может быть принуждение ребёнка к посещению приёмов специалиста, кроме исключительных случаев. Хотя, конечно, нередко работа начинается с одним из родителей, а продолжается с ребёнком. Целью работы с психологом может быть обучение умению строить отношения в семье таким образом, чтобы помочь ребёнку научиться пользоваться компьютером безопасно и рационально. Целью работы с психотерапевтом может быть создание в семье условий, обеспечивающих психическое здоровье ребёнка. В некоторых случаях вам могут порекомендовать другие учреждения – в конце концов, какую помощь и от кого принимать, вы определяете сами.

#РоссияСтранаВозможностей, #ТопБЛОГ.