Пржемысл Отакар II, вступивший на чешский престол 23 сентября 1253 года, уже был не только маркграфом Моравии, но и герцогом Австрии. Об этом было сказано в предыдущей публикации. В последующие годы своего правления он расширил свои владения, включив в него титулы герцога Штирии и Каринтии и маркграфа Карниолы.
Богемский король уверенно становился наиболее могущественным центральноевропейским правителем. Известно, что прозвище Отакара было “Король железный и золотой”. “Железным” король стал в битве при Крессенбрунне, где отличились его рыцари в тяжелых латах. “Золотым” же прослыл благодаря своему богатству, его серебряным рудникам Кутна-Горы.
I. Внешнеполитические амбиции и военный триумф короля в битве при Кресенбрунне.
Помимо деятельности, направленной на внутреннее развитие государства, при Отакаре II очень большую роль играли его дипломатические отношения с соседями, не раз переходящие в военные конфликты. Своими серебряными рудниками, служащими источниками его финансовой независимости, король безусловно пользовался как инструментом управления знатью, подчинения территорий своей воле, а также как способом расширения сферы влияния на другие государства. Но такая активность принесла Пржемыслу Отакару II много врагов, которые решили бросить вызов его правлению.
В 1254 году Отакар II планировал расширить влияние Богемии в прибалтийских землях, поддержав тевтонских рыцарей в их походе в Пруссию. Король сам отправился в этот регион и выступил вместе с религиозным орденом против язычников. Отдавая должное участию чешского короля, тевтонские рыцари назвали Кенигсберг в честь Отакара.
10 лет спустя, в 1266 году, он снова поддержал очередной крестовый поход против языческих литовцев. Король в общем-то планировал установить собственное господство в этом регионе, но отсутствие одобрения папы помешало ему довести начинания до конца.
И все же приобретя репутацию крепкого правителя и все же укрепив отношения с папством, он заручился необходимой поддержкой, чтобы возобновить спор с Венгрией из-за Штирии. В 1260 году Отакар подстрекал штирийскую знать к восстанию против правившего Венгрией короля Белы IV. Венгерский монарх не мог быть равнодушным к тому, что на западной границе его государства все более крепла Богемия, управляемая могущественной рукой Пржемысловича. Все решила война.
***
Обширные земли Нижней Австрии, расположенные на правом берегу реки Моравы, называются Мархфельд - Моравское поле. В этих краях произошли два важных события в истории Чехии, две судьбоносные для Пржемысла Отакара II битвы. Одна известна под названием битва при Кресенбрунне, вторая - битва на Моравском поле.
Битва при Кресенбрунне (Groissenbrunn) произошла в 1260 году. Поселок Кресенбрунн расположен недалеко от реки Моравы, которая образует естественную границу между Австрией и Словакией и впадает в Дунай в нескольких километрах от нее. Именно здесь встретились войска под предводительством чешского короля Пржемысла Отакара II и войска венгерского короля Белы IV.
Армия венгерского короля, состоявшая из венгерских рыцарей и в основном из многочисленной легкой куманской конницы, болгарских и сербских частей, дополнялась многими другими славянами и даже татарами. Ядро чешской армии составляла тяжелая кавалерия. Тут были рыцари из всех земель Пржемысловичей, а другие силы из Мейсена, Бранденбурга и Силезии. Согласно старым хроникам, венгерская армия насчитывала 140 000 человек, а чешская — 100 000 человек, что, вероятно, сильно преувеличено. По трезвым оценкам армии насчитывали порядка 40 000 и 35 000 человек.
Оба войска подтянулись к реке Моравии. Венгерская армия встала на левом берегу, чешская - на правом. Ни один из королей не хотел рисковать перейти реку, боясь подвергнуться нападению противника. После долгого ожидания было наконец заключено перемирие - чтобы венгерская армия могла перейти границу.
Чешские войска отступили от реки. Многие ринулись было искать припасы. Но тут случилось непредвиденное. Когда большая часть венгерской армии переправилась через реку, непокорные куманы вздумали напасть на чешский лагерь. К счастью для чехов, они были отброшены. Причем так, что рыцари Пршемысла проявили активность, наступая на венгров, позади которых оказалась река Морава. С венгерской стороны в результате битвы потери составили по оценкам современных историков порядка 10 000 погибших - тысячи утонули в реке во время отступления. Некоторые считают, что погибших было порядка 18 000 и 12 000 утонули в реке.
Такова расхожая версия битвы. Но есть и другая версия, согласно которой Пржемысл Отакар II якобы первым атаковал движущуюся венгерскую армию, воспользовавшись проблемами с обороной венгров.
В любом случае он выиграл битву, тем самым подтвердив свое право владения Штирией. Кроме того, король Богемии добавил к своим странам венгерские пограничные земли в сегодняшней Моравии, так называемое Лукское воеводство.
Это был настоящий триумф для Отакара. Однако он не планировал завоевание Венгрии, что видно из письма короля папе Александру IV:
“Хотя большинство считает, что мы могли бы распространить нашу власть на Венгрию, тем не менее мы думаем, что лучше сохранить хорошего друга и соседа, чем уничтожить его дальнейшей экспансией; а так как мы надеялись, что примирение может привести к близкой дружбе с нашим ближайшим родственником, то мы предпочли заключить с ним дружеский союз, так как опустошение и ослабление столь великого царства могло бы способствовать нашествию татар против них и против нас.”
Угроза татарского нашествия небезосновательно беспокоила Отакара. Оттого король решил сделать Венгрию буферным государством. Таким образом, с венграми война переросла в мир, да ещё мир, скрепленный вторым браком Отакара.
II. Второй брак короля.
Побежденный король Бела IV сам предложил победителю жениться на своей дочери, венгерской принцессе, которая как и первая жена короля Отокара именовалась Маргаритой (Маргит). Маргарита – особая принцесса в истории Венгрии. Бела в юности в качестве обета планировал отдать дочь “в дар Богу” после избавления от нашествия монгол.
Оттого девушка с юности готовилась к жизни в монастыре. Меж тем Маргарита взрослея, превратилась в красавицу, которую родители уже не сильно стремились отдавать в руки церкви. Но, принцесса видимо сама внутренне была близка к выбору монашеской жизни.
Отакар кажется пленился её красотой и якобы предложил уладить дело с папой, лишь бы та вышла за него. Однако Маргарита не пожелала выходить за победителя венгров, предпочтя браку доминиканский монастырь на “Заячьем острове” в Будапеште. Ныне этот остров носит имя Маргит, а Маргарита, не прожившая долгой жизни, была позже канонизирована.
Однако этот несостоявшийся брачный союз сменился иной перспективой для «короля Железа и Золота». Вместо Маргариты в его жизнь пришла прекрасная семнадцатилетняя Кунигунда. Она приходилась внучкой короля Беллы IV по матери (Анны), а по отцу же была потомком черниговских Рюриковичей.
Именно эту внучку в качестве очередной невесты предлагает дед чешскому королю. И Пржемысл Отакар II влюбляется опять, забывая и принцессу Маргариту и Агнессу, которая на родине растила его незаконных детей.
Уже 25 октября 1261 года в Пресбурге (ныне - Братислава) происходит знаменитая свадьба.
***
Но что же случилось с первой женой Маргаритой Австрийской, которая на 41 год была старше второй?
Казалась еще недавно королева Маргарита принесла Отакару уверенность, послужив дополнительным аргументом в законности владения австрийскими землями. Но брак с пятидесятилетней, почти на тридцать лет Отакара старшей жене не принес потомства. Несмотря на снисходительность королевы к романам короля на стороне, несмотря на мудрое в её случае терпение, королевский брак неминуемо двигался к своему финалу.
Маргарет оказалась нужна Отакару. Король решил избавиться от первой жены. Он окружил себя знатоками права, которые поработали над аргументацией развода. Отакару еще и помог случай – в это время умер папа, а новый еще не был избран. Потому король приказал архиепископу пражскому Яну Дражицкому взяться за бракоразводный процесс.
Но нужно было найти веские причины. Конечно в ход конечно пошло предполагаемое бесплодие королевы. Но люди короля изыскали дополнительные причины. «Внезапно» было обнаружено, что Маргарита находится в родстве с Отакаром до четвертого колена.
Но и этого было мало. Вдобавок удалось выявить «нарушение обета безбрачия» Маргариты. Ведь та пренебрегла своими обязательствами перед Богом. Маргарита же «навсегда» после смерти своего первого мужа должна была оставаться затворницей Вузбургского монастыря. Как всегда, мотивы, по которым она была вызволена из монастыря, оказались уже неважными. Ведь правда на стороне сильного.
История полна примеров, как решалась участь неудобных ферзей, не собиравшиеся сдавать свои позиции. У могущественных монархов во все века было бесчисленное множество способов избавиться от таких неугодных спутниц жизни. Большинство отвергнутых и сломленных жен совсем вряд ли наслаждались итогами открытого противостояния.
Маргарита оказалась королевой разумной. Она смогла могла оценить трезво свои перспективы и согласилась расторгнуть брак без особого сопротивления в том же 1261 году, получив возможность мирно жить на землях в Нижней Австрии.
Чешский король без малейших угрызений совести после развода и дальше распоряжался австрийскими (бабенбергскими) территориями, когда-то принадлежавшие семье Маргариты.
Роль Маргариты как значимой фигуры по сути была окончена. Впрочем, дважды бывшей королеве в итоге удалось насладиться еще пятью-шестью годами мирной и тихой жизни вне внимания королевского дворца, вне интриг и политики, пока она не умерла в аббатстве Лилиенфельд в 1266 (или 1267) году.
Её же бывший муж, напротив становился все более могущественным правителем. Казалось, удача не покидала короля и только начиналась новая жизнь - с новой, молодой женой. В планах богемского короля вскоре будет не только рождение законного наследника, но и императорская корона Священной римской империи.
О трагическом финале Пржемысла Отакара II читайте в заключительной публикации.