Чувствуете, что с вашим бизнесом что-то не так? Продажи падают, а новые клиенты не спешат приходить? Пора выяснять причины. В этой статье мы расскажем о том, как улучшить бизнес с помощью SWOT-анализа и вернуться на рынок с новыми силами.
Немного теории
SWOT – это сокращение от нескольких английских слов: Strengths, Weaknesses, Opportunities и Threats. SWOT-анализом называют стратегию, которая поможет вам определить сильные и слабые стороны бизнеса, оценить угрозы и возможности.
Познакомимся с понятиями ближе
Сильные стороны. К ним можно отнести качество продукта, эффективность работы команды и репутацию. Показателей может быть гораздо больше, все зависит от особенностей вашей компании.
Слабые стороны. Здесь тоже все индивидуально. У кого-то плохой клиентский сервис, у кого-то нарушена коммуникация между сотрудниками. Все это напрямую влияет на успешность компании на рынке.
Возможности. К этой категории относятся факторы, которые можно использовать для улучшения бизнеса. Например, шанс заключить эксклюзивный договор на распространение продукции или опередить какой-либо тренд.
Угрозы. Сюда стоит отнести все, что может помешать вашему бизнесу развиваться. Например, ограничения из-за пандемии, проблемы с логистикой, конкуренты.
Так зачем же нужен SWOT-анализ?
Если коротко, то для составления четкого плана действий. Представьте какой-нибудь прибыльный бизнес. Например, цветочный магазин. Все шло хорошо, приходили клиенты, покупали букеты и подарки. Это длилось несколько лет, но в один момент вы заметили, что прямо напротив вас открылся такой же магазин. Только больше. И ассортимент там шире, а цены вообще на треть ниже, чем у вас. Что делать? Вот для таких случаев и нужен анализ.
Вы собираете команду и начинаете искать решения. Необходимо определить, что отличает вас от конкурентов и привлекает покупателей. Благодаря анализу вы сможете адаптироваться под требования рынка.
С чего начать анализ?
Для начала возьмите лист бумаги и разделите его на 4 части. Анализ можно проводить и на флипчарте (офисной доске для маркеров). Вариант листа для анализа мы подготовили и прикрепили ниже. Его можно скачать, распечатать и раздать сотрудникам.
Каждый сотрудник должен подумать и самостоятельно заполнить лист. Кто-то предпочитает начать мозговой штурм в режиме реального времени, но иногда такой метод может быть менее эффективным. Мы рекомендуем проводить тогда, когда свое мнение на бумаге выразит каждый.
Соберите листочки и зафиксируйте все, что пришло в голову вашим сотрудникам. Если какие-то пункты совпадают, объедините их в один. Например, если коллеги единогласно пришли к выводу, что у вашего продукта лучшее качество на рынке.
Помните, что оценивать нужно честно. Не лгите себе, даже если какие-то недостатки сложно признать. Вы делаете общее дело вместе с командой.
Почему нужно выслушать каждого?
Если этого не сделать, вы можете упустить что-то важное. Быть может, кто-то из новичков знает лучшее решение проблемы.
Что делать, если не получается составить анализ?
В этом случае нужно постараться дать ответы на вопросы по каждому пункту.
Вопросы для поиска сильных сторон:
1. Что выделяет вас на фоне конкурентов? (это может быть даже удобное расположение магазина
2. Есть ли у вашего продукта или компании то, что привлекает клиентов?
3. Как вы привлекаете новых покупателей?
4. Откуда о вас узнают?
5. Чего не хватает продукту, чтобы стать лучшим на рынке?
Вопросы для поиска сильных сторон:
1. По какой причине клиент оставил отрицательный отзыв?
2. Почему клиенты стали реже посещать магазин или оформлять заказы?
3. Уходят ли из компании сотрудники?
4. Что можно улучшить?
Вопросы для поиска возможностей:
1. Есть ли новые тренды, которые вы можете освоить быстрее конкурентов?
2. Ожидается ли в ближайшее время рекламная кампания? (запуск таргетированной рекламы, аренда баннера на оживленной улице в центре города, участие в проектах)
3. Есть ли возможность переехать в более удобное место, чтобы стать заметнее?
Вопросы для поиска угроз:
1. Есть ли у вашего бизнеса слишком агрессивная PR-кампания? (назойливая реклама по телевизору, постоянные кричащие скидки)
2. Присутствует ли вероятность того, что могут возникнуть проблемы с логистикой или производством?
3. Появились ли более передовые продукты на рынке, которые делают вашу линейку морально устаревшей?
4. Падает ли актуальность предлагаемых вами услуг? (например, продажа товаров, которые перестанут быть модными уже через пару месяцев)
5. Вышли ли новые законы, которые могут помешать вашему бизнесу?
Что делать дальше?
Теперь, когда вы ответили на все вопросы, необходимо разработать стратегию, которая поможет вывести бизнес на новый уровень.
Вот несколько основных шагов:
1. Открыто пообщайтесь с сотрудниками. Выслушайте мнение каждого и запишите самое главное.
2. Подумайте о том, на какие сильные стороны стоит обратить внимание, чтобы перечеркнуть слабые.
3. Детально распишите возможные решения, которые помогут избавиться от угроз. Реализация плана должна начаться именно с этого шага.
4. Распределите задачи между сотрудниками. Помните, что сроки для каждой задачи и зоны ответственности должны быть адекватно поставлены и распределены. Если не сделать этого, кто-то из сотрудников может выгореть в процессе работы или уволиться.
Анализ закончен. Начинаем работу.
Крупные компании могут возвращаться к SWOT-анализу раз в 1-2 месяца, даже если у них нет для этого серьезных поводов. Они просто готовятся ко всему заранее и опережают тренды.
Желаем вам успеха и развития!
Понадобится помощь – обращайтесь. Наше маркетинговое агентство всегда готово взяться за решение сложных задач. Больше подробностей на сайте
#бизнес #маркетинг