Прототипом железных дорог были конные пути для перевозки тяжелых грузов. Первоначально колейные дороги появились на разработках камня, в рудниках и угольных шахтах. Первые упоминания о них относятся к середине XVI в. Так называемые рельсы представляли собой деревянные брусья – лежни. По такому колейному пути лошадь могла везти груз в 4 раза больший, чем по обыкновенной грунтовой дороге.
В 1767 году в Великобритании на железоделательном заводе в г. Колбрук отлиты чугунные рельсы и уложены в заводскую колейную дорогу. В 1775 году на одном из заводов уложены первые рельсы из железных полос, имевших в сечении профиль уголка, что ограничило сход с них колёс вагонеток. Английский изобретатель Джессоп в 1776 году предложил колёса вагонеток делать с ребордой, которая предотвращала соскальзывание колёс с рельсов.
В России одна из первых чугунных дорог протяженностью 174 м была построена на Александровском артиллерийском заводе в Петрозаводске (Онежский завод) в 1788 г. под руководством А.С. Ярцева. Ширина колеи была около 0,8 м, рельс – уголковым.
В 1806-1809 гг. П.К. Фролов построил на Змеиногорском руднике Колывано - Воскресенских заводов на Алтае была первую в мире железную дорогу длиной 1,8 км для перевозки руды со всеми ее основными элементами.
Дорога имела насыпи, выемки, виадук длиной 293 м через глубокий овраг, мост через реку Корбалиху на 20 каменных столбах высотой до 11 м. Уклон линии не превышал 14%о По этой дороге одна лошадь могла везти груз в 25 раз больший, чем по грунтовой дороге.
В 1834 г. механиком Нижнетагильского завода Е.А. Черепановым и его сыном М.Е. Черепановым построена дорога длиной 1 км., соединившая рудник и завод.
В 1837 г. была построена железная дорога Петербург – Царское Село (г. Пушкин) протяженностью 27 км. Эта дорога не имела практического значения и послужила только как опыт для будущего строительства.
Первые рельсы изготавливались в основном из чугуна. Было установлено, что стальные рельсы изнашиваются меньше и равномернее, чем чугунные. В настоящее время во всех странах применяют только стальные рельсы, металл которых (кроме углерода) содержит кремний, марганец и другие добавки, повышающие его качество. В дальнейшем, профиль рельса изменился мало, зато его масса увеличилась с 20 - 24 до 75 - 77 кг/м.
Согласно данным Росстата, эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в России по состоянию на 2016 год составляла 86 тыс. 363,7 км, из них электрифицированы около 44 тыс. км. Кроме того, к сети общего пользования примыкает порядка 60 тыс. км заводских и служебных путей. По итогам 2016 года российский железнодорожный транспорт перевез 1 млрд 325 млн т грузов. Перевозки пассажиров выросли с 1 млрд 26 млн человек до 1 млрд 40 млн человек в 2016 году. Всего на железнодорожном транспорте заняты около 1 млн человек, из них в РЖД - 774 тыс.
Всем спасибо.