Те, кто едет в Абхазию и ограничивается поездкой на катамаране на озере Большая Рица да посещением Нового Афона, мало что видели.
За 11 дней, проведенных там, я проваливалась по пояс в снег; морозила ноги в горных реках, сносивших бурным течением; прыгала с 6 метров в горное ущелье; пробиралась по ледяной воде в горной пещере, плавала в каньонах, спускалась на "восьмерке" с вершины водопада в каньон...
Абхазия запомнилась как страна контрастов: убитые дома без окон и безумно красивая природа, заснеженные горные вершины соседствующие с жаркими пляжами, туристические места тюленьего отдыха и дикие тропы, на которые вряд ли сунется здравомыслящий человек.
Тур "Другая Абхазия"
В Страну Души ездила с туром "Другая Абхазия". Название сразу намекает: легко не будет. Это не фланирование от одной достопримечательности к другой, а суровые восхождения на своих двоих даже в места, к которым вполне можно добраться на машине. Не говоря о сплавах, каньонах и пещерах немассового посещения.
Тур построен грамотно: два дня жести с ночевкой в палатке чередуются с днем относительного отдыха (посещением известных туристических мест) и двумя ночами в гостинице. Так что есть время и переварить эмоции, и отдохнуть в цивилизованных условиях, и морально подготовиться к будущим свершениям.
Но: если для кого-то проблема есть из пластиковой посуды и питаться походной едой, приготовленной на костре (привет, макарошки, пшеница, рис и тушенка), тур не подойдет. Не говоря о том, что не помешает нехилая такая физическая подготовка.
Те же, кто видит в походах романтику, не будут разочарованы: места для стоянок живописные, а рядом всегда речка с питьевой водой.
Цены и люди в Абхазии
С приходом лета и началом туристического сезона цены кое-где возросли, порой в 2 раза. Вот стоимость в рублях сегодня (июнь 2022):
- Рицинский заповедник — 700;
- Отапская пещера — 300;
- Водопады Ирина, Большой Акармарский и Гигант— 300;
- Анакопийская крепость — 200;
- Новоафонская пещера — 700;
- Кындыгский горячий источник — 300;
- Взыбский храм — 50;
- Прыжок с тарзанки в Юпшарском каньоне — 1000.
Как-то мы проезжали смотровую площадку в виде руки. Рядом стоял киосочек с ценой: хочешь подняться — плати 150 рублей. Благо, было рано, так что сторожить эту площадку никто еще не пришел. В итоге мы все поднялись и сделали кучу фоток. Потому что платить за 3 минуты подъема и стояния на узкой площадке — уже перебор.
Некоторые туристические места выглядят подозрительно: просто у подъезда к достопримечательности стоит машина, а рядом с ней — местный мужчина без опознавательных знаков. Он и собирает дань. Так что возникает вопрос, насколько это все официально. Но нет дани — нет проезда.
Это, конечно, не касается таких раскрученных мест, как Новоафонская пещера. Там все максимально турист-френдли.
Местные жители — отдельный разговор. Кажется, что в туристических местах и на вокзалах все только и думают, как бы нажиться на туристах. В то же время мы невольно оскорбили водителя маршрутки. Спросили его, едет ли он до Эшеры. Не ехал, а мы стояли не на той остановке. А потом он начал на нас кричать. И мы дружной компанией из 6 человек под аккомпанемент криков сели к нему в маршрутку. Оказалось, что он хотел подкинуть нас до нужной остановки, чтобы мы сели на правильную маршрутку. И оскорбился, когда мы этого не сделали, решив, что мы посчитали его обманщиком, выманивающим деньги. Три минуты пути он говорил о том, что русские и абхазцы — братья, а нам должно быть стыдно за недоверие. Так что в отношении людей тут тоже сплошные контрасты: кто знает, на кого нарвешься.
Кстати, на вопрос, что привезти из Абхазии в качестве сувенира, ответить сложно. Вино и сыры, которые предлагают туристам, местные жители особо не жалуют. А сувениры на рынках в большинстве своем родом из Китая. Все, кроме ложек для обуви, сделанных из бамбука. Цена вопроса — 150–200 руб.