В День России на верфях страны заложили подводные лодки, корвет, тральщик и исследовательские суда
12 июня в четвёртый раз в нашей стране прошёл единый день закладки кораблей. Сразу на четырёх верфях – в Комсомольске-на-Амуре, Зеленодольске и Санкт-Петербурге был дан старт строительству корвета проекта 20385, двух научно- исследовательских судов проекта 03182р, корабля противоминной обороны проекта 12700 и двух подводных лодок проекта 677.
Традиция массовой закладки кораблей для ВМФ в один день появилась не так давно – в 2019 году. В церемонии трижды принимал участие Верховный Главнокомандующий Президент России Владимир Путин. В первый год он побывал в Петербурге на Северной верфи, где заложил два фрегата. В 2020 году при участии главы государства главная часть церемонии прошла в Керчи на заводе «Залив». А год назад Владимир Путин в режиме видеоконференции дал команду на закладку боевых кораблей для Военно-Морского Флота из подмосковной Кубинки с военно-технического форума «Армия-2021».
В этом году главные события развернулись в Петербурге на заводе «Адмиралтейские верфи». Руководил процессом Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал Николай Евменов. На четыре больших экрана транслировали изображения со всех площадок. Пойдём по порядку.
Начнём с Адмиралтейских верфей. Здесь были заложены две дизель-электрические подводные лодки проекта 677 «Лада». По сложившейся традиции, они были названы в честь российских городов «Вологда» и «Ярославль». Субмарины стали, соответственно, четвёртым и пятым кораблями проекта.
«Лады» относятся к четвёртому поколению неатомных подводных лодок. Спроектированные в ЦКБ МТ «Рубин», они должны прийти на смену легендарным «Варшавянкам». Их задача – оборона собственного побережья и военно-морских баз, уничтожение подводных лодок и кораблей противника. Сегодня за счёт применения крылатых ракет «Калибр-ПЛ» к ним добавилась ещё одна – удары по наземным целям.
Судьба этому проекту выпала нелёгкая. Потенциал у кораблей изначально был огромный. За счёт изменения, по сравнению с «Варшавянками», конструкции корпуса, лодка получилась значительно меньше по габаритам. Это давало возможность использовать её на меньших глубинах и, что особенно важно, за счёт сократившейся чуть ли не вдвое площади корпуса, делало затруднительным обнаружение субмарины противолодочными средствами противника. И если «Варшавянки» за их малозаметность называют «чёрными дырами», то можно представить, сколько проблем кораблям ПЛО врага могут доставить «Лады».
Но была проблема, которая на начальном этапе всё портила. К моменту спуска на воду головной подводной лодки «Санкт- Петербург» в 2004 году энергетическая установка, под которую она проектировалась, ещё не была готова. Поэтому корабль получил старые дизели и электродвигатели. Не удивительно, что в такой ситуации дотянуть до проектных характеристик он не мог. В 2012 году, через два года после начала опытовой эксплуатации «Санкт-Петербурга», тогдашний Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий в одном из интервью крайне резко отозвался о проекте: «…Нам не нужны новые мозги с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. В существующем виде «Лада» Военно-Морскому Флоту России не нужна».
В итоге опытовая эксплуатация «Санкт-Петербурга» затянулась более чем на десять лет, а строительство серии остановили, чтобы возобновить только в 2018 году, когда на воду была спущена первая серийная подводная лодка проекта 677 «Кронштадт». Уже с другой энергетической установкой. Правда, серийной лодка была лишь де-юре. За более чем десятилетний перерыв на корабле кардинально поменялось очень многое, а не только энергетика. Были глубоко модернизированы система управления корабельными техническими средствами, вооружением, навигационный комплекс.
– В этом корабле внедрены не только те решения, которые уже опробованы, но и те, которые нам ещё только предстоит утвердить, – отмечал во время церемонии спуска ДЭПЛ на воду генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит. – Эта лодка более современная. По всем физическим полям она превосходит все предыдущие.
По сути, получился второй головной корабль. К настоящему моменту на «Кронштадте» завершены заводские ходовые испытания. Планируется, что уже в этом году лодка войдёт в строй. На стапеле идёт сборка второй серийной подводной лодки проекта «Великие Луки». – Мы вышли на плановое серийное строительство подводных кораблей, – подчеркнул 12 июня 2022 года Главком ВМФ адмирал Николай Евменов. – Сегодня без преувеличения можно сказать, что флот России обладает мощным научным и проектно-конструкторским потенциалом, многовековым опытом строительства и эксплуатации кораблей, высококвалифицированным личным составом.
Военно-политическая обстановка в мире требует, чтобы у России был сильный, высоко сбалансированный Военно-Морской Флот.
На Средне-Невском судостроительном заводе в этот день заложили корабль противоминной обороны проекта 12700. Уже десятый. Но при этом – первый для Северного флота. Потому и назван он «Полярный» – в честь города воинской славы, в котором во время Великой Отечественной войны находилась главная база Северного флота.
В праздничном мероприятии принял участие заместитель Главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Владимир Касатонов. Проект 12700 разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». Эти корабли относятся к новому поколению минно-тральных сил и предназначены для борьбы с морскими минами, которые новые корабли ПМО могут обнаруживать как в воде морских акваторий, так и в морском грунте, не входя в опасную зону. Для борьбы с минами корабли могут применять различные виды тралов, а также другие виды техники.
В Комсомольске-на-Амуре на Амурском судостроительном заводе приступили к постройке корвета проекта 20385 «Разумный» для Тихоокеанского флота. Корабль стал вторым в серии, строящейся на Дальнем Востоке. Эти корветы предназначены для патрулирования морской зоны, борьбы с надводными кораблями и подводными лодками, для обеспечения противовоздушной обороны отрядов кораблей и пунктов базирования, а также для артиллерийской поддержки высадки и действия морского десанта. Одна из особенностей этих кораблей в том, что они могут стать носителями новейшего гиперзвукового комплекса морского базирования «Циркон». Об этом было заявлено в 2019 году, когда Владимир Путин во время визита в Калининград побывал на борту головного корабля проекта «Гремящий».
И, наконец, Зеленодольск в Татарстане. Здесь в церемонии закладки двух научно-исследовательских судов проекта 03182р принял участие заместитель Главнокомандующего Военно-Морским Флотом по вооружению вице-адмирал Игорь Мухаметшин. НИС получили названия «Леонид Бекернёв» и «Борис Бобков». О кораблях этого проекта неизвестно, практически, ничего. Но поскольку названы они в честь основателя школы советской военно-морской разведки и начальника разведки ВМФ СССР, можно предположить, что речь идёт о работах в рамках контракта на строительство кораблей, выполняющих специальные задачи, который был подписан между Министерством обороны и Зеленодольским заводом во время Международного военно-технического форума «Армия-2021».
В заключение ещё одна цитата Главкома ВМФ России адмирала Николая Евменова: «Верховным Главнокомандующим ВС РФ Владимиром Путиным поставлена задача по поддержанию доли современных военных кораблей на уровне не менее, чем 70%… Закладка – это ещё один шаг в обеспечении поставленной Президентом задачи».
Игорь ОСОЧНИКОВ
Фото автора
Санкт-Петербург