Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

"Всадники Апокалипсиса": чего никогда не бывает в норме, но всегда есть при аутизме, серьёзных нарушениях речи и развития?

Оглавление

Про аутичные черты (АЧ) я много писала здесь:

Как распознать аутизм и другие нарушения развития у ребенка. Первые симптомы и личный опыт
Всё об алалии, аутизме и ЗПР19 февраля 2020

и здесь:

Аутичные черты (АЧ) - равно ли это аутизму? О критичных проявлениях аутизма.
Всё об алалии, аутизме и ЗПР12 июля 2020

Писала вроде бы много и подробно, но некоторые вопросы о них всё равно то и дело всплывают. Например, такой тезис:

"Мой Петя ест очень избирательно. Но у него нет никакого аутизма!"

Вместо Пети с избирательностью в еде можно подставить Дашу, которая не смотрит в глаза, или Ваню, который не показывает пальцем - суть не поменяется.

Во всех случаях здесь ситуация, когда люди прочитали симптомы, но не прочитали, что какие-то единичные "тараканы" есть у нас всех. На аутизм намекает только скопление минимум 5-6 черт и больше. И то - только намекает! Диагноз всё-таки должен поставить врач на основании объективных данных (обследований, наблюдений, тестов).

А так, если условный Петя не ест всё подряд, но при этом у него есть друзья, он заговорил в 2 года и вообще никаких других проблем не испытывает, то в его случае избирательность в еде не АЧ, а индивидуальная особенность. 

Но это не значит, что подобная черта прекращает быть аутичной чертой. Она не является таковой у Пети, но у другого ребенка, который имеет АЧ в избытке, та же избирательность в еде, как намекала, так и продолжает намекать, что всё не слава Богу.

"Зачем вообще корректировать вкусы в еде или какие-то сенсорные проблемы? Может ему так нравится! Оставьте ребенка в покое!"

Этот тезис я довольно подробно разбирала здесь:

Неадекватная сенсорная чувствительность как тормоз развития
Всё об алалии, аутизме и ЗПР13 мая 2022

Вкратце: если ребенок, скажем, не смотрит в глаза и при этом развивается нормально - ну и ладно! Значит ему это НЕ мешает. Нет нужды это корректировать и выдумывать аутизм и прочее, где этого нет.

При расстройстве аутистического спектра (РАС) или сенсорной алалии, если ребенок не смотрит в глаза, то его не научить ни речи, ни навыкам, ни базовым понятиям. Поэтому при таких вещах многие аутичные черты целесообразно корректировать или развивать во что-то вменяемое потому, что они мешают развитию.

А теперь, собственно, тема этой статьи:

Для серьёзных подозрений "Норма или нет?" должна быть по крайней мере одна особенность, которая встречается исключительно у детей с нарушениями развития и никогда не бывает в норме!

Именно наличие таких критических АЧ должно обращать на себя внимание в первую очередь потому, что тогда это очень вряд ли "такой характер", "так приучили" и "дети разные".

Ниже я опишу их, но перед этим внесу одну оговорку: то, что этих "багов" нет у вашего ребёнка, не исключает наличие неврологии/психиатрии послабее. Отсутствие "всадников Апокалипсиса" говорит только о том, что не затронута основа развития психики. А значит коррекция, если она понадобится, вряд ли будет настолько изнуряющей и длительной, как обычно бывает при серьёзных нарушениях развития.

Самые весомые аутичные черты:

  • Непонимание речи

Если ребёнку уже 10-12+ месяцев, а у вас стойкое ощущение, что вы общаетесь со стеной, то это веский повод задуматься всё ли хорошо.

Что значит "общаетесь со стеной"? При обращении малыш скользит по вам полсекунды взглядом (если повезёт!) и всё - не слушает, не слышит и не смотрит на вас. Вообще никак. Полсекунды вскользь пару раз в день - это всё внимание вам. Что бы вы ни говорили, что бы ни показывали. Подобное точно должно насторожить и вызвать вопросы, вне зависимости от того кушает он у вас всё или нет, показывает ли пальцем и т.д.

Да, норме в год тоже не прочитаешь философских лекций, не побеседуешь "за жизнь". Но оно и не надо - со стороны ребёнка достаточно внимания и живого интереса к другим людям, попытки взаимодействовать. Идеально понимать ваши сложноподчинённые сочинения такой малыш пока не обязан.

Бывает реакция ребенка сбивает с толку: он вроде иногда откликается, а иногда и нет, вроде всё понимает, а иногда и нет. Когда я только начинала разбираться с сенсомоторной алалией сына, невролог у которого мы консультировались, посоветовал проверить есть ли понимание, предлагая на словах без зрительной поддержки то, что Лёва любит. Я так и сделала - предложила сыну сок. Это было единственное доступное ему тогда лакомство (из-за аллергии). Так вот, сын на мои слова про: "Хочешь сок? Пить сок! Пойдем - на столе сок! Сок!" и бровью не повёл. Я минут 5 на разный лад говорила одно и то же, а он продолжал дальше греметь игрушками. Только когда я потрясла пакетом сока у него перед глазами, он сразу охотно вытянул руки, а-ля "Дай, скорее дай!!!"

  • Ничего не повторяет

Речь не о словах, а о повторении действий. Подражание для ребенка - основа освоения навыков. Норма постоянно это делает: в младенчестве ложку берёт, чтобы есть "как мама", в возрасте постарше - инструменты, чтобы чинить "как папа", а ещё при случае хватает хорошее и не очень от сверстников.

При нормальном развитии повторение действий появляется уже в период 6-7 месяцев. Естественно, сначала в простом формате: та же попытка есть ложкой или помахать "пока-пока". Полный расцвет имитации заметен с 2-4 лет, когда дети играют то в маму, то в папу, то во врача, то в контроллера. Благодаря подражанию они учатся речи (чтобы говорить, сначала тоже нужно наблюдать и повторять) и общению между собой.

У аутичных детей без обучения имитация (и ролевая игра) обычно не появляется или появляется ну очень поздно - 5-7+ лет, когда норма давно перестала этим заниматься. У умственно отсталых тоже порой стартует тогда, когда по возрасту должно было уже завершится - в 4-5 лет.

Проблемами с имитацией страдают и дети с нарушением речи - чтобы повторять, надо чувствовать своё тело, а диспраксия, сопровождающая почти все серьёзные нарушения речи, не даёт возможности делать это. При сенсорном компоненте алалии, когда ребёнок не понимает обращённую речь, повторению дополнительно мешают серьезные трудности с вниманием - оно у таких детей почти всегда помножено на ноль.

  • Нарушение привязанности и патологическая смелость

Многие слышат, что в случае того же аутизма, дети очень боятся новых мест и людей. Да, нередко так бывает. Но такой же страх можно встретить и у нормы. А вот много ли вы знаете нормальных детей, которые в парке свалят куда глаза глядят и спокойно там сидят, ковыряясь в грязи по полчаса под дождем, снегом, не замечая, что уже и темнеет, и мамы рядом нет? Я вот тоже таких не знаю. Зато у моего сына в полтора года было именно так.

Это тотальное нарушение привязанности стало для меня самым болезненным явлением в диагнозе сына. Мало того, что не чувствуешь любви ребёнка - ему попросту фиолетово от твоего присутствия, так его ещё нельзя ни на секунду упустить из виду. Нарушение привязанности подобного рода основано на отсутствии страха и инстинкта самосохранения - маленькие дети ведь потому к маме и липнут, что начинают чувствовать страх, а мама для них - тот человек, что всегда защитит и от всего спасет. Появляется эта привязанность, близкая к зависимости, в районе 6-8 месяцев. Лёва перестал убегать только ближе к 3 годам. А кто я такая и почему надо грустить, когда меня нет рядом, понял к 3,5 - как видите, это сильно позже нормы.

До некоторых деток с нарушениями развития, увы, это так никогда и не доходит. И это заставляет родителей седеть раньше времени: если такой малыш или взрослый потеряется, шансы найти его живым намного меньше, чем норму в аналогичной ситуации. Ведь он не только какую-то там маму не ждёт: он и под колёса запросто полезет, и в речку сиганёт, и с высоты упадёт, и ещё бог невесть что наворотит.

  • Вещизм

Если ребёнок с нормальным развитием зайдет в кабинет к врачу с мамой, то он будет смотреть преимущественно на врача, слушать, что тот скажет и наблюдать за его действиями - незнакомый человек вызывает настороженность. Некоторые дети боятся людей в белых халатах, некоторые - нет, но всегда внимание ребёнка хотя бы поначалу будет обращено именно на людей в кабинете.

Но никогда не бывает в норме, что ребёнок вообще не видит врача, медсестру в комнате, а сразу заходит и по-хозяйски прёт копаться в чужих вещах, тумбочках, лезет к оргтехнике, по шкафам, раскидывает бумаги!

То же самое при "вещизме" можно будет наблюдать и если привести ребёнка в гости, пойти в детский центр, детский сад - там также ноль внимания на людей, ноль опаски или какого-то интереса к ним. Зато вещи - вот что важно!

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Это свидетельствует об отставании в развитии коммуникации - малыш не видит людей, не понимает, что с ними можно общаться. Он всё ещё на младенческой стадии "я изучаю мир грызя/кидая/трогая предметы" и у него слишком активно полевое поведение.

Полевое поведение - о том, почему детям с особенностями развития тяжело сосредоточиться на занятиях и как это можно преодолеть
Всё об алалии, аутизме и ЗПР15 марта 2021

Кстати, эта бесцеремонность - один из очень явных симптомов РАС и прочих серьёзных расстройств развития, на который сразу обращают внимание психиатры потому, что видно такое буквально с порога.

Подведём итоги

Остальные АЧ не то, чтобы не важны... Просто судите сами: норма тоже может есть в день по чайной ложке, может бегать по кругу, может не говорить до 3 лет, может плохо спать, может выстраивать игрушки в ряд и повисать, рассматривая как льется вода, интересоваться крутящимися предметами и истерить по 2 часа. У нормы может быть много друзей, а может и никого не быть, она может быть очень активной или сидеть часами на стульчике, может открывать и закрывать двери или баловаться с выключателями в порядке экспериментов.

Но никогда и ни при каких условиях у нормы вы НЕ встретите вот эти четыре колокола нарушения развития: непонимание речи, вещизм, отсутствие подражания и привязанности. Наличие хотя бы одного из них - сигнал, что никто ничего не перерастёт. А когда ребёнок собирает бинго из таких АЧ, как это было у Лёвы, так тем более - без коррекции никуда. Здесь срочно нужно обращаться к врачам и педагогам по раннему развитию (логопеду, психологу, дефектологу), обследовать, лечить, если есть что лечить + по мере сил стараться заниматься самостоятельно.

Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)