Найти в Дзене
Планета Сибирь

По следам динозавров. Хроника экспедиции в пустыню Гоби

Оглавление
Эмблема нашей экспедиции. Фото Бориса Слепнева
Эмблема нашей экспедиции. Фото Бориса Слепнева

Отправляясь на юг Монголии, мы всем коллективом пытались придумать громкое название нашей экспедиции. С названием особо не сложилось, зато поездка удалась.

Приключения начались уже через 90 километров от Иркутска, когда мы еще не были к ним готовы, хотя мысленно каждый представлял себя у же в пустыне. Я видел, как под палящей тарелкой солнца по гребням барханов шел караван верблюдов. На страте название знаковых мест Монголии – каньон Хэрмэн- Цав, пески Хонгорын – Элс, Нэмэгэтинская впадина – воспринимались как скороговорки. Кстати, экспедиция проходила в условиях первых крупных антироссийских санкций, введенных после присоединения Крыма.

-2

Наш автокараван состоял исключительно из буржуйских джипов. Салон Ford -150 занимал капитан похода Стас Леник, Влад Дроков, Александр Леснянский и автор этих строк.

Экипаж Land Cruiser Prado возглавил Константин Коренев, пассажирские сиденья занимали Татьяна и Павел Ковалевы. Еще один Cruiser – с Алексеем Панцевичем и Амиром Хабибулиным – двигался со стороны Кызыла, встречу запланировали в Хархорине.

Обсуждая варианты путешествия, мы сами не заметили, как в одну минуту переписали сценарий. Наш пикап должен везти дополнительную дозу горючего для дизельных крузаков, канистры решили заполнить в Култуке. Заправщик, увидев на емкости пометку disel, не задавая вопросов, налил туда солярки, а оставшуюся… в бак «Форда».

В итоге 100 литров бензина оказались разбавлены 30 литрами дизтоплива!

« Пи-и-и-и-и-и-и-и…! – прозвучало бы в фильме. – Пи-и-и-и-и…! Я залил в бак солярку!» Стаса торкнуло, едва мы покинули АЗС, и «Форд» начал тупить.

С другой стороны, нам повезло, что казус случился в самом начале похода. Экипаж соседней машины воспринял новость как шутку, причем не самая удачная. Когда выяснилось, что проблема реальная, все крепко задумались, как освободить от адсклой смеси бак американской машины. Сливных трубок, горловин, клапанов в пикапе не оказалось. Пытливые умы советовали продырявить пластиковый бак, избавить от смеси, а потом залить АИ- 98. После споров «отравленный» джип отбуксировали в автомастерскую, где за несколько часов решили нашу проблему.

Песчаная Венеция, Забалуй – город, Москва на Востоке, Троицкосавск, а ныне просто Кяхта встретила, как и положено, пропускным пунктом. Из гостиничного окна открывался великолепный вид на храм в честь Воскресения Христова. Это то, немногое, что сохранилось со времен основателя города Саввы Рагузинского.

А ведь когда-то город снабжал всю Россию, а также Европу, чаем, шелком и другими товарами. Герб Троицкосавска перекликался с иркутским – тот же бабр с соболем в зубах. В Кяхте начинались грандиозные экспедиции Владимира Обручева, Николая Пржевальского. Началось здесь и наше – не такое грандиозное, но все же.

Это то, немногое, что сохранилось со времен основателя Кяхты Саввы Рагузинского. Фото Бориса  Слепнева
Это то, немногое, что сохранилось со времен основателя Кяхты Саввы Рагузинского. Фото Бориса Слепнева

Переход границы занял четыре часа, потом переезд до Дархана.

Для Стаса Леника и Александра Леснянского это было не первое хождение в Гоби. Леник в 2010 году участвовал в автопоходе, а Леснянский в 2007 году в составе команды Gobikeна велосипедах прошли пески за 24 дня, установив невиданную планку для других экстремалов. Прописанный велосипедистами трек пригодился, хотя не всегда вел куда надо.

Монгольский  пейзаж. Фото Бориса Слепнева
Монгольский пейзаж. Фото Бориса Слепнева

Дороги в монгольской степи прокладываются кочевниками, как попало, точнее, как им удобно.

Александр включил планшет и мы услышали: «…через два километра поверните направо». Спустя несколько минут увидели дорожный и оторопели: «**й долоонхудаг 8, 5 км». И стрелочка. Направились туда, куда нас послали.

Заночевать решили на базе «Намгар», оттягивая начало кочевой жизни. Ночью разыгралась гроза, просто Армагеддон какой-то. Ничего подобного раньше видеть не приходилось. Грозовые разряды над Байкалом уже вспоминались как сполохи хулиганов, прикуривающих за углом. Похоже, где-то на небесах работала бригада сварщиков.

Правильную дорогу в степной паутине показал Батцэрен, монгол прекрасно говорил по-русски. Пользуясь моментом, мы с просили, как переводится надпись на дорожном знаке.

Наш дорожный консультант Батцэрен. Фото Бориса  Слепнева
Наш дорожный консультант Батцэрен. Фото Бориса Слепнева

--«**й долон» переводится как семь священных колодцев, связанных с пуповиной Земли, дальше забыл, сами додумайте, - Батцэрен добавил пару монгольских слов. – Поедете к югу – там живут беднее, но народ добрый. Не наливайте монголам много водки: вначале они становятся щедрыми, а потом… как это по – русски? Неадекват…

Но уже через несколько часов мы нечаянно нарушили запрет Батцэрена.

Другие подробности знаковой поездки здесь

Продолжение следует.

Понравился материал – ставим лайк, подписываемся на канал «Планета Сибирь»