Найти тему
Росмолодёжь

Будущее уже тут: проект «Цифровой вожатый»

Что такое грантовые конкурсы и какими они бывают? Кем являются сверхлюди, которые успевают не только учиться и работать, но и создавать нечто ценное для общества? Об этом мы поговорили с Кристиной Цветковой — победителем конкурса Росмолодёжь.Гранты, и узнали, что вдохновило её на создание проекта, который уже помог и продолжает нести пользу тысячам людям.

Давай сначала немного поговорим о твоей работе. Чем занимается центр «Дзержинец», членом команды которого ты являешься?

Наш центр занимается организацией молодёжных движений и патриотическим воспитанием ребят от 14 до 35 лет. Это и начальная военная подготовка (парашютная, лётная и так далее), и изучение языков — например, английского и китайского. «Дзержинец» также курирует поисковое движение, которое увековечивает память о погибших во время Великой отечественной войны, «Юнармию» школьников, которые готовятся к военной службе, и движение «Пост№1» — тех, кто делает официальные возложения на могилы солдат и стоит на посту возле вечного огня. Это лишь часть от того, чем занимается центр.

А что делаешь ты в этом центре?

Я — специалист по связям с общественностью и занимаюсь ведением социальных сетей. Из-за того, что количество сотрудников в нашей пресс-службе ограничено, каждый делает всё, что может. В основном мы готовим печатные материалы с брендингом нашего центра, берём интервью и фотографируем.

Не только твоя работа в «Дзержинце», но и личная инициатива направлена на работу с молодыми людьми и детьми. Недавно ты выиграла грант на реализацию проекта. Расскажи подробнее, что такое грантовые конкурсы?

Если говорить про грантовые конкурсы в целом, то тенденция их проведения достаточно давняя. Моё знакомство с форумами, на которых проводятся подобные конкурсы, началось ещё в далеком 2017 году, но тогда я была на втором курсе и на грант не подавалась — просто было интересно посмотреть, как это происходит. Это был первый контакт с крупным федеральным событием, смена, по-моему, была связана с НКО и добровольческими организациями в городе Владимир. Существуют разные форматы этих конкурсов: заочные, где ты подаёшь заявку, а жюри её проверяет, затем формируется рейтинговый список, а дальше тебя могут рекомендовать к получению гранта, и после соглашения на его получение ты становишься полноценным победителем. Есть очный формат, когда грантовые конкурсы подаются на молодёжных форумах. Не так давно, например, открылась регистрация на летнюю форумную кампанию Росмолодёжи.

Лично я уже давно занимаюсь молодёжной политикой, но почему-то только в 2021 году собралась с силами и подала заявку на грантовый конкурс в рамках форума «Выше крыши» в Санкт-Петербурге.

Что за проект?

Мой проект называется «Цифровой вожатый» — образовательный интенсив для младших сотрудников детских лагерей. С одной стороны, это дополнительное обучение вожатых, которые уже имеют квалификацию. Хочу отметить, что мы не обучали никого заново, а лишь давали дополнительный навыки, которые сейчас очень востребованы в лагерях. С другой стороны, это целая экосистема, потому что мы начали взаимодействовать с разными категориями: студотряды, лагеря, государственные организации.

В нашем проекте есть шесть основных направлений: ведение социальных сетей, игротехника с использованием цифровых инструментов, видеоконтент и монтаж, фотография и редактирование, ведение радиоэфиров и монтаж звука, организация работы лагеря и киберспорта. Во время обучения проходили занятия с руководителями направлений, потом ребята выполняли домашние задания и получали обратную связь. А в конце можно было подать свою конкурсную работу и выиграть профконкурс, продемонстрировать то, чему успел научиться.

Что, кроме знаний, получили участники?

Победители получали призовые места и подарки, а остальным ребятам выдавались сертификаты. Вообще, это хорошая возможность пополнить портфолио тем, кто развивается в вожатской деятельности. Сейчас цифровизация добралась и до лагерей. Наша команда сотрудничает с лагерями, и нам от администрации не раз поступали предложения о вакансиях не просто вожатого, но и вожатого с навыками в медиасфере, а их как раз и развивает наш проект.

Получается, сейчас от вожатых требуются и такие знания?

Конечно! Наш проект изначально и имел цель научить вожатых чему-то новому. Я по своему опыту знаю — когда работаешь несколько лет вожатым, каждый год используешь одни и те же навыки. Вожатый, который обладает скилами в сфере диджитал и медиа, сейчас в приоритете. Отпечаток, конечно, наложили и ковидные годы: тогда-то и появились форматы онлайн-лагерей, которые организовывали досуг детей дистанционно, и эти навыки могли бы пригодиться именно в таких случаях. К тому же, вожатому самому неинтересно ежегодно применять одни и те же фишки. У него, как и у учителя, должно быть саморазвитие, чтобы работа с детьми не превращалась в рутину. Поколение очень быстро меняется — они могут прийти к тебе и предложить снять динамичное видео в соцсетях, а ты в этом ничего не понимаешь. Я сама работала вожатой, и мне это близко.

Как ты думаешь, достигнута ли цель проекта и продолжит ли он своё существование, обучение вожатых?

Мне кажется, что цель достигнута. Если говорить грубо, то по плану мы провели все занятия и выезд участников. Создана хорошая повестка о проекте, я убеждаюсь, что он нужен и важен: это подтверждает тот факт, что к нам на выезд, встречу участников проекта в лагере, приезжали ребята не только из Петербурга, но и из других городов. Расстраивает только то, что нет глобальной повестки в рамках лагерей. Цифровизация образования есть, но до лагерей это дойдёт ещё не скоро. Мой проект — определённый вброс в будущее. Думаю, нам хотя бы отчасти удалось обратить внимание на эту тему и на то, что привлечение новых технологий в рамках детского отдыха и обучение этому вожатых — важно. Если говорить про будущее проекта, то мы с командой ещё не успели обсудить, в каком направлении он будет дальше развиваться.
Как его руководитель, знаю, что мы будем стараться делать его другим. Возможно, полностью изменим концепцию: поменяем направления и не будем повторять то, что уже сделано.