Приветствую вас друзья! Еще давным-давно, лет тридцать назад, увидел этот рисунок в одном известном журнале. И вот на днях он мне снова попался на глаза.
Анализируя опыт применения артиллерии в период первой мировой и гражданской войн, Артиллерийский комитет ГАУ ещё в 1920 году принял решение о создании самоходных артустановок для непосредственной поддержки пехоты на поле боя. В 1921 году при Главном артиллерийском управлении (ГАУ) была создана комиссия по механической тяге, а в 1922 году – специальное КБ по проектированию самоходной артиллерии.
В 1926 году в конструкторское бюро завода "Красный Арсенал" был передан эскизный проект самоходного орудия поддержки инженера КОСАРТОПа (Комиссия ОСобых АРТиллерийских ОПытов, созданная ещё в конце 1918 года) Н.В. Каратеева, разработка которого была начата им четырьмя годами ранее. Завод для участия в проектных работах, выделил своего инженера Б.А. Андрыхевича, при участии которого в 1928 году был изготовлен опытный образец самоходной пушки, получившей название "Арсеналец". Идея была весьма заманчивой - создать самодвижущееся пехотное орудие сопровождения, существенно повысив его мобильность и облегчив жизнь расчета. Сам Каратеев писал о проекте следующее:
При незначительном удельном давлении гусениц на грунт, меньше, чем производит человек при ходьбе, такая установка может ходить без всяких дорог, по сыпучему песку, по мягкой болотной почве может взбираться на подъемы до сорока пяти градусов, даже по снегу, словом, везде, где может пройти пехота.
САУ "Арсеналец" представляла собой 45-мм пушку, размещённую на гусеничном шасси оригинальной конструкции. Из-за отказа от размещения в конструкции САУ мест боевого расчёта и механика-водителя, метрические размеры установки были весьма компактны. Кроме того, в целях снижения массы машины в её конструкции активно использовался дюралюминий и высококачественные сорта стали. Установка имела небольшие габариты: длина 2430 мм, ширина 1045 мм и высота 1000 мм. Масса составляла 992 кг.
В передней части размещалось моторное отделение,в котором размещался бензиновый карбюраторный оппозитный двигатель воздушного охлаждения мощностью 12 л.с., обеспечивавший установке максимальную скорость движения до 8 км/ч по шоссе и 5 км/ч - по грунту. Запас хода составлял 17, 5 км, при емкости бензобака 10 литров. Движение своим ходом предусматривалось лишь на поле боя - на большие расстояния установка перевозилась в кузове грузовика. Органы управления в виде рукояток или, напоминающих уздечку тяг, располагались в корме машины. Установка на поле боя должна была управляться красноармейцем-водителем, идущим сзади.
Позади моторного отсека устанавливалось орудие. Для вооружения самохода использовали модифицированную качающуюся часть 45-мм батальонной пушки А. А. Соколова. Ствол пушки дополнительно закрывался кожухом. Орудие имело полуавтоматический вертикально-клиновой затвор. Тормоз отката - гидравлический, накатник - пружинный. Орудие оснащалось оптическим прицелом. Подъемный механизм - секторного типа. Углы вертикального наведения орудия составляли 0…+30°, горизонтального — ±15°. Возимый боекомплект составлял 50 выстрелов и включал бронебойные и осколочно-фугасные выстрелы, а также картечь. При повреждении шасси можно было быстро снять орудие с него и использовать как обычное полевое.
Ходовая часть с резиновыми гусеницами шириной 100 мм применительно к одному борту состояла из ведущего колеса большого диаметра переднего расположения, заднего направляющего колеса, трёх сблокированных опорных катков и двух поддерживающих роликов. При этом ведущее и направляющее колёса также несли функции опорных катков. "Арсеналец" мог преодолевать подъёмы крутизной до 25°.
Броневая защита состояла из листов стальной катаной брони толщиной 7 мм в лобовой части и 6 -мм по бортам, орудие оснащалось съемным 7 мм щитком.
Заказ на изготовление самоходки выдали в 1923 году. Как шасси так и качающаяся часть орудия изготавливались заводом № 7. Установку закончили постройкой в августе 1928 года, а в сентябре начали заводские испытания.
На испытаниях самоходка уверенно брала подъем в 15° и выдерживала крен до 8°. Однако в итоге проходимость машины признали низкой. Много нареканий вызывал двигатель, который часто попросту глох. Слабое бронирование и резиновые гусеницы делали "Арсенальца" весьма уязвимым для огня противника. Расчет же не защищался фактически ничем.
В 1929 году систему попытались доработать, но неудачно. В последствие шасси "Арсенальца" бросили в сарае завода № 7, а ствол и салазки — в опытной мастерской. В мае 1930 года Артупаравление РККА передало материалы по изготовлению и испытанию системы в ОГПУ. На этом история этого оригинального самодвижущегося орудия и закончилась.
Однако сама идея создания самоходного лафета для артиллерийских орудий имела еще несколько воплощений в том числе и в СССР.
Источники: В.Г. Маликов " Вместе с пехотой" (статья)/ журнал "Техника-молодежи №08-1987, Карпенко А.В. "Отечественные самоходные артиллерийские и зенитные установки. Часть 1", М. В. Свирин "Самоходки Сталина", Широкорад А.Б. "Энциклопедия отечественной артиллерии", Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. "Отечественные бронированные машины. XX век".
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Делитесь нашими публикациями в соцсетях! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"
Интересные каналы, которые советуем Вам почитать (каталог)