Традиционный Сибирский Шаманизм, а именно Шаманизм Саяно-Алтайского нагорья имеет свои особенности, но берет свое начало и имеет множество отсылок к традиционному (добуддийскому) Шаманизму Монголии. Малые народы очень ревностно относятся к своим знаниям и традициям и само собой каждый будет хвалить свою степь. Если сделать этнографический срез, то будет видно движение философии, движение верования и движение как таковое, статики в этом вопросе нет. Но речь не про историю, речь про шаманские стрелы.
В своей первой книге "Основы Шаманизма" я упоминал эти стрелы, но хотелось бы подробнее раскрыть этот вопрос тут на примере своих домашних стрел. Их должно быть пять: четыре висят, одна стоит. Висят они не хаотично, а в направлении четырех основных сторон света, одна стоит и направление у нее вверх. Начну с главной, та, что направлена вверх. Это главная стрела, располагать дома ее можно в любом месте, но преимущественно именно на алтарном пространстве (или около него). Такая стрела имеет множество названий: Ыдык-Окъ, Дадар, Дактар и тд. Давайте усредним до "стрелы", чтобы не загружать голову новыми словами.
Такая стрела олицетворяет основные принципы человека и несет в себе смысл постоянного Духовного роста. Помните поговорку: "я могу проиграть бой, но войну не проиграю"? Эта стрела говорит о постоянном стремлении человека, стремлении к Небу. На ней располагаются обязательные элементы: зеркало и пять священных цветов.
- Белый - чистые помыслы
- Синий - Небо, Бог
- Зеленый - семья, род, природа, дети
- Красный - огонь, страсть, любовь
- Желтый - богатство, болезни
Остальные элементы располагаются по внутреннему желанию и несут для своего обладателя особые смыслы. Их можно добавлять со временем, это внутренняя философия, внутренний Шаманизм.
Можно сказать, что такая стрела является центром вселенной Шамана или Шаманиста, это основа, которая напоминает о том, во что ты веришь и куда стремишься. Кстати священная коновязь - это та же самая стрела, только в увеличенном формате. Про коновязь могу рассказать позже, не отвлекаемся. Любые стрелы имеют свои признаки: металлический наконечник, деревянное основание и оперение, только в этом случае Шаманская стрела будет нести в себе нужные смыслы. Часть традиции, а традициям не изменяют.
Четыре стрелы, которые направлены на четыре стороны света - это защита, Шаманская система земля-воздух, которая не подпускает к Вашему пространству тех, кто потенциально хочет нанести вред. На таких стрелах в обязательном порядке должно быть Шаманское зеркало, остальные элемены по желанию. Такие стрелы кормятся раз в год на день рождения обладателя, причем если такой набор стрел хранится в семье и они общие, то учитывается день рождения хозяйки очага. Да, Шаманизм - это первобытное верование, где за основу взята именно Женщина, она священна, она мать, она бабушка, она хранительница очага, ключевая фигура. Кормить стрелы следует топленым маслом, промазывая как деревянную часть, так и то, что висит на стреле. Когда есть внутренняя потребность, но день рождения не скоро - окуриваем дымом артыша или табачным дымом. Когда чувствуем тревожность и хотим дополнительной защиты - кормим крепким алкоголем, лучше водкой. Безымянный палец правой руки опускаем в масло или водку и мажем все необходимые части.
Пробежимся по символике
- Череп - символ рода
- Глаза в любом проявлении - защита
- Коралл - символ женского начала
- Золото, серебро (или имитация), ракушки каури - богатство
- Жемчуг - мудрость
- Животные амулеты (когти, зубы, шкурки) - олицетворение этого самого животного и его качеств
- Дзи - множество смыслов в зависимости от самой бусины дзи
Делаю Шаманские стрелы на заказ по всем Шаманским канонам. У кого дзынькает - пишите, обсудим. Все контакты в шапке профиля.