По старинным русским источникам, на месте Москвы, до основания тут города князем Юрием Владимировичем по прозванию Долгорукий, были владения суздальского боярина по фамилии Кучка.
Реальность Кучки
Поздние легенды называли его по имени-отчеству Степаном Ивановичем Кучкой и утверждали, что князь казнил его за какую-то провинность. Некоторые даже приплетали к этому романтическую историю о любви Юрия Долгорукого к жене Кучки.
Иные считают, что все сведения о Кучке неправдоподобны и навеяны исключительно топонимикой. Так, центр Москвы когда-то назывался Кучковым полем. Но, скорее всего, всё-таки топонимика пошла от имени боярина, а не наоборот, либо как-то связана с историческим лицом.
О реальности фамилии Кучки свидетельствуют летописи. Они называют бояр Кучковичей в числе заговорщиков, убивших в 1174 году владимиро-суздальского князя Андрея Юрьевича по прозвищу Боголюбский. А недавно были открыты надписи XII века, подтверждающие это.
Балтская или финская фамилия?
Казалось бы, фамилия Кучка понятна без перевода. Но… Во-первых, что это за боярская фамилия такая несуразная? Во-вторых, первоначальная форма её – не Кучка, а Кучко (возможно даже Кучкó, с ударением на последнем слоге). Поэтому среди филологов нет уверенности в её славянском происхождении. Скорее, наоборот, они убеждены, что эта фамилия – исходно не славянская.
Так, знаменитый исследователь балто-славянских языковых древностей Владимир Топоров приводил широкий список параллелей между именем Кучко и аналогичными средневековыми антропонимами и топонимами на прусском и литовском языках. А другой лингвист, Алексей Шилов, указывал на сходство имени Кучко с обозначением орла в одном из современных марийских диалектов. Согласитесь, что зваться «орлом» как-то более приличествует боярину, чем именоваться «кучкой» непонятно чего.
Невозможно сделать окончательный выбор между этими версиями. Но можно указать на то, откуда взялся балтский или финский по национальности боярин в Москве XII века.
Меря
Про то, что Центральная Россия была когда-то населена преимущественно племенами финского корня, известно даже школьникам. Летописи донесли до нас имя этого народа, владевшего большей частью территории будущего Владимиро-Суздальского княжества – меря, меряне. Кстати, их столица располагалась на озере Неро, где потом вырос древнерусский город Ростов-Великий.
Вполне естественно, что среди этого народа выделилась и своя знать. Многие из рядов этой знати вошли, вероятно, и в правящие круги русских княжеств, постепенно воспринимая христианство, русский язык и обычаи.
Голядь
Но меряне были не единственными аборигенами Центральной России. Русские летописи как раз под 1147 годом, годом основания Москвы, указывают на наличие в верховьях Протвы, недалеко к западу от Москвы, народа голядь. Ранее, в 1058 году, голядь упомянута на территории современной Белоруссии.
Голядь известна из очень древних источников. Под именем галиндов её упоминал ещё Птолемей во II веке. По мнению одних, голядь в Подмосковье в XII веке появилась в результате пленения и переселения части этого народа русскими князьями. По мнению других, голядь жила раньше на широком пространстве, от Белоруссии до Москвы. Её ареал был разрезан славянской колонизацией. Широкое присутствие балтской топонимики в Подмосковье склоняет в пользу второй версии.
Борьба элит
Итак, скорее всего, Кучка принадлежал к одной из аборигенных знатных фамилий, выделившихся ещё до массового прихода русских на земли нынешней Москвы. И легенды о конфликте русского князя с боярином Кучкой могут отражать реальный факт соперничества пришлых и местных элит.