Свято-Успенский кафедральный собор во Владимире
Успенский собор — уникальный памятник белокаменного зодчества домонгольского времени. Строили его в 1158-1160 годах при князе Андрее Боголюбском в центре города. Успенский собор был задуман как кафедральный, главный храм всей Руси. Возводили храм мастера всех русских земель и иноземцы.Своды храма поддерживаются шестью столпами, а золоченый шлем увенчал главу, вознесенную почти на 5 метров выше Киевской Софии. В 1161 году греческие изографы расписали стены собора, а три года спустя в него была перенесена Чудотворная икона Божией Матери. С тех пор образ получил название Владимирской иконы Божией Матери. После пожара 1185 года, уничтожившего многие постройки, Успенский собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри сооруженных с юга, севера и запада обстроек Новый собор стал более просторным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами. В храме сохранились фрагменты фресок как неизвестных мастеров середины XII века, так и Андрея Рублева, расписывавшего собор в 1408 году. В настоящее время Успенский кафедральный собор используется Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Русской православной церковью. Внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дмитриевский собор во Владимире
Дмитриевский собор построен во имя святого Дмитрия Солунского князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо, в крещении Дмитрием. Это же имя было дано при крещении и одному из сыновей Всеволода - Владимиру, с рождением которого в 1194 году связывают строительство храма. Через три года возведение собора завершили постановкой иконы святого Дмитрия. В XV веке Дмитриевский собор стал бесприходной церковью. Однако после ремонта 1838-1847 годов он приобретает статус приходского храма. В 1883 году в Дмитриевском соборе проводят пневматическое отопление, а с южной стороны возводят небольшую звонницу, к сожалению, не дошедшую до настоящего времени. В первоначальном замысле скульптуры фасада собора ведущей является тема власти, которую раскрывают композиции с рельефом святого Давида в трех центральных закомарах. Образ псалмопевца, пастыря, царя, пророка Давида является прообразом Христа. Такие композиции, как «Полет Александра Македонского» на южном фасаде, «Подвиги Давида» и «Подвиги Геракла» на западном фасаде, портрет князя Всеволода с сыновьями на северном фасаде, относятся к теме
Золотые ворота во Владимире
Золотые ворота Владимира — памятник древнерусской фортификации, построен в 1158-1164 годах владимирским князем Андреем Боголюбским в качестве главной боевой и проездной крепостной башни. Ни пожары, ни происходившее в течение веков обветшание не смогли повредить облик Золотых ворот, сохранившихся практически без изменений до начала XIX столетия. Лишь тогда здание подверглось серьезной перестройке: по бокам были отняты валы, башню окружили пристройками, которые скрыли контрфорсы, а надвратную церковь вновь построили из кирпича и освятили в 1810 году. Открытый обход вокруг церкви стал закрытой галереей, а внутристенная лестница была засыпана. Только в 1870 году она была восстановлена.
В настоящее время Золотые ворота входят в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в них размещена военно-историческая экспозиция, центральное место в которой занимает диорама «Решающий штурм Владимира войсками хана Батыя 7 февраля 1238 года».Золотые ворота внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли возведена при Андрее Боголюбеком в 1165 году недалеко от Боголюбове в низине, на заливном лугу, на искусственном холме. Раньше около храма было место слияния Клязьмы и Нерли, однако с тех пор русла рек изменили свое положение. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на 3 метра, поэтому сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,6 метра, до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема на высоту 3,7 метра воздвигли основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня. Снаружи и внутри стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Таким образом, подземная часть церкви составляет 5,3 метра. Храм окружала галерея, а холм был облицован камнем с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.
Интересные факты
- В 1784 г. настоятель Боголюбовского монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в монастыре.
- Установление праздника Покрова связано с именем князя Андрея Боголюбского: считается, что он был учрежден на Руси в 1 160-е гг.
- Луг, на котором расположена церковь, признан особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.
- Стены церкви Покрова на Нерли украшены резными рельефами. Центральной фигурой композиции фасада является царь Давид, восседающий на троне. В оформлении фасада также используются львы, птицы и женские маски.
Суздальский кремль
Суздальский кремль – сердце города, главная его достопримечательность, ежегодно притягивающая тысячи туристов со всех уголков России. Именно с этого места, ставшего религиозным и административным центром, и начал строиться Суздаль. Возведенный в X веке, кремль был резиденцией князей. Суздальский кремль имеет давнюю историю: на сегодняшний день ему более тысячи лет. Место расположения крепости – излучина Каменки – было выбрано неслучайно: с северо-запада река создавала непреодолимую водную преграду, тогда как с остальных сторон защиту обеспечивали искусственный ров и деревянная ограда с заборолом (тыном с заостренными бревнами).Как и все подобные сооружения, кремль находился на возвышенности. Для его строительства был сформирован земляной вал, внутри которого установлена деревянная конструкция. Кстати, именно благодаря этой хитрости насыпь довольно хорошо сохранилась до наших дней. А вот стена, окружавшая кремль, как и две сторожевые башни, была разрушена пожаром, вспыхнувшем в 1791 году.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале — уникальная святыня, известная многовековой историей. На сегодняшний день здесь функционирует музейно-архитектурный комплекс, который радушно ждет посетителей, предлагая их вниманию множество интереснейших экспозиций. Спасо-Евфимиев монастырь для мужчин был заложен в 1352 году в городе Суздаль. По одной версии, основателем святого места был Борис Константинович, управитель княжества Суздальско-Нижегородскго, по другой – его отец, Константин Васильевич.Считается, что на момент основания предназначением комплекса была защита города от вражеских набегов, лишь позже он стал выполнять функции монастыря. В поддержку этой теории выступает тот факт, что Спасо-Евфимиевская крепость раскинулась на крутом берегу реки Каменки, на краю Суздаля – в идеальном месте для организации форпоста.За долгую историю своего существования Спасо-Евфимиев монастырь многократно перестраивался. На сегодняшний день в комплекс входит ряд зданий сакрального, экспозиционного и бытового назначения.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
К 1152 году артель галицких мастеров построила здесь небольшую крепость – княжескую резиденцию, окружив ее валами с деревянными стенами. Внутри нее находились каменный храм и дворец, а также рубленые палаты для челяди. Тогда же был воздвигнут храм Бориса и Глеба, заложенный Юрием Долгоруким.Княжеская резиденция пережила нашествие татаро-монгольской орды, после чего церковь в 1239 году по приказу ростовского епископа Кирилла была отремонтирована. Затем на длительное время оказалась в запустении, а заброшенная церковь лишилась главы, обрушившиеся своды увлекли за собой часть стен. Только к концу XVI - началу XVII веков храм начали восстанавливать, используя для реставрации оставшийся после обрушения старый белый камень. Церковь лишилась прежней мощной главы и сводчатой кровли, а вместо них приобрела простейшую четырехскатную крышу с маленькой главкой. В XIX веке была пристроена паперть.На рубеже XVII-XVIII веков одновременно с каменной невысокой оградой воздвигли Святые ворота с очень интересным фигурным верхом и резным декором. В это же время построили и шатровую колокольню с проездной аркой. До XX века на ней висел подаренный Иваном IV колокол 1552 года.
Собор Троицы Живоначальной в Юрьеве-Польском
В ноябре 1903 года план был уже готов. 21.01.1904 года городской голова Абросимов поставил на нём свою утверждающую визу. Проект трёхпрестольного храма (во имя Живоначальной Троицы, Воздвижения Креста Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы) был подготовлен архитектором Н.Д. Корицким. 3 мая 1905 года проект был утверждён строительным комитетом при святом Синоде.
К лету 1905 года комиссия заготовила некоторое количество строительных материалов, в том числе 350 тысяч кирпича. К тому времени в кассе накопилась незначительная сумма денег, и с 25 августа этого года начались работы по постройке храма. К 1 октября 1905 года был выложен фундамент под весь собор на высоту полутора аршин поверх земли. На эту работу были израсходованы все деньги, собранные членами Комиссии. «Для продолжения работ, - пишет председатель комиссии отец Александр Знаменский, - нужны весьма значительные средства. Но где и как изыскать их? Это вопрос очень трудный, особенно в такое время, когда всех обуяла тревожная неуверенность в завтрашнем дне».
31 августа 1907 г. Николай, Архиепископ Владимирский и Суздальский, выбыл из Владимира в г. Юрьев для богослужебно-молитвенного участия в закладке нового собора. Из Юрьева Владыка возвратился во Владимир 3 сентября.
Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде
Судьба Лавры тесно переплетена с именем Сергия Радонежского. Подвижник перенес идею общего монастырского служения из Киевской Руси севернее, в Московское княжество. В 1337 году Варфоломей, будущий Сергий, с братом поселились в глухих местах в 3 часах пути к северо-востоку от Покровского Хотькова монастыря, где приняли постриг их родители. Вскоре к мужчинам присоединились другие верующие, а импровизированное поселение быстро обзавелось деревянным храмом Святой Троицы и хозяйственными службами. Впоследствии, когда Варфоломей стал монахом Сергием и занял пост игумена, вокруг монастыря образовался городок, ставший основой современного Сергиева Посада. Деревянные храмы были разрушены во время нашествия Едигея, в XV веке появились первые каменные сооружения. Монастырь разрастался, пока в 1744 году не получил статус Лавры, высший в православной иерархии монастырей. После революции монахов выселили из монастыря, но с 1946 года религиозная деятельность была возобновлена. Во второй половине ХХ века комплекс пережил глобальную реконструкцию.
Гремячий ключ в Сергиевом Посаде
Водопад возле деревни Взгляднево долгое время был известен только местным жителям, но в середине XX столетия, когда массовый туризм стал активно развиваться, он вошел в список наиболее посещаемых богатств природы Московской области. В тот же период и состоялось его нынешнее название – Гремячий ключ. Выбрано оно было не случайно: шум ниспадающей с крутого холма воды разносился далеко вокруг.
Источник расположен в средней части высокого правого берега речки Вондига, в окружении густого, лиственного леса и просторных полей. Поток бьет из расщелин известняка прямо по центру возвышенности.
Легенда Гремячего ключа
О том, как появился источник, сложена интересная легенда. Предание повествует о Сергии Радонежском и Романе Киржачском – ученике старца, которые покинули родную обитель из-за разлада среди своих братьев.
Путники следовали к реке Киржач и прошли немало километров, прежде чем остановились на отдых. Это была летняя пора, поэтому найти пропитание было просто – в отличие от питьевой водицы. Роман больше не мог терпеть жажду и попросил преподобного взмолиться Богу, чтобы тот сотворил для них источник прохладной водички. Старец видел страдания своего ученика и в благодарность за его веру, послушание произнес горячую молитву, ударил посохом по крутому склону и тотчас оттуда забил ключ. Вдоволь напившись, странники отправились дальше, а источник так и продолжил течь по холму: вот уже 7 столетий его святые воды помогают верующим
Александровская слобода
При Иване Грозном Александровская слобода стала фактической столицей государства и превратилась в крупнейший культурный центр Российского государства. Именно здесь была учреждена опричнина, принимались посольства из европейских государств и заключались важнейшие политические и торговые договоры.
В Смутное время в Александровской слободе располагался укрепленный лагерь русских войск под командованием М. В. Скопина-Шуйского. После разрушения кремля польскими интервентами Александровская слобода начала терять свое политическое и культурное значение и превратилась в обычное дворцовое село. И только названия улиц долгое время хранили память об Иване IV: Конюшенная, Стрелиха, Садовня с царскими садами.
В середине XVII столетия здесь был основан Успенский женский монастырь, ядром которого стали постройки XVI века. Некоторые сооружения царского дворца разобрали и перестроили для нужд монастыря.
В 1778 году была образована Владимирская губерния, а Александровская слобода получила статус города и новое имя - Александров.
Горицкий монастырь в Переславле-Залесском
Относительно небольшой живописный монастырский комплекс сыграл значительную роль в русской истории. Хотя довольно мало известно о происхождении монастыря, упоминается он уже с середины 14-го века. За всю историю его стены повидали немало великих исторических личностей. Монастырь стоит недалеко от дороги на въезде в город, поэтому великие князья и царские особы часто посещали его, каждый раз оставляя богатые подарки для монастырской ризницы. Во время своего визита в Переславль в 1354 году здесь побывал и Сергий Радонежский. Самый драматичный момент в истории Горицкого монастыря произошел в 1382 году, когда город был разграблен ханом Тохтамышем во время разрушительного татарского нападения на Москву. Тогда это была просто деревянная конструкция, которая не могла оказать серьезного сопротивления. С нападением татарского хана связана известная легенда. Она гласит, что супруга великого князя Дмитрия Донского Евдокия незадолго до этого события прибыла в Переславль на богомолье. Ей и еще нескольким людям лишь чудом удалось спастись. Они уплыли на плоту на середину Плещеева озера и скрылись в тумане. Позже, в 1932 году, в память о своем чудесном спасении, Евдокия восстановила монастырь на собственные средства, а в Переславле с тех пор существует традиция.
Плещеево озеро
Окрестности Плещеева озера издревле притягивали людей: по его берегам селились финно-угорские, а потом и славянские племена, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Язычники устраивали капища на близлежащих болотах, используя для строительства идолов камни синего оттенка. Именно здесь, в районе Берендеева болота, в незапамятные времена проживал, по замыслу Александра Островского, легендарный народ, давший приют Снегурочке из одноименной пьесы. Первоначально озеро называлось Клещино, как и городок, найденный археологами на его берегах.
В XII веке на Плещеевом озере появляется первое укрепленное поселение: в 1152 году недалеко от юго-восточного берега озера был основан Переславль-Залесский, вскоре ставший центром Переславского княжества. С усилением роли Москвы Переславлю-Залесскому пришлось довольствоваться ролью третьестепенного провинциального городка с монастырями и церквями, родины Александра Невского. Заговорили о нем снова во времена молодости Петра I, когда в 1692 году, на верфи возле села Веськово, были построены суда «Потешной флотилии» – предвестницы мощного российского флота.
Комплекс «Русский парк» в Переславле-Залесском
Историко-культурный объект «Русский парк» в Ярославской области — это уникальное заведение, в котором представлено наследие русского народа за период XIX–XX столетия. Музей был открыт в 2014 году. Здесь представлены образцы культурного опыта, которые будут интересны взрослым и детям. В центре в Переславле-Залесском собрано более 1000 объектов, отражающих русскую культуру. Они собраны в уличных экспозициях, музеях, на интерактивных площадках.
Парк создан не только для просвещения населения и ознакомления с культурой, но и просто для отдыха. Здесь обустроены детские площадки и игровые зоны, уютное кафе, конный двор, контактный зоопарк, чайная и сувенирная лавка, где можно приобрести интересную продукцию, сделанную в России.
Ростовский кремль
В прежние времена архитектурный комплекс выполнял роль архиерейского (или митрополичьего) двора, то есть был резиденцией первых лиц Ростовско-Ярославской епархии. Позднее его стали называть «кремлем». Это довольно спорное обозначение, так как дошедшие до наших дней стены и башни изначально не предназначались для ведения обороны. Об этом свидетельствуют слишком широкие ворота, а также расположенные на башнях окна с наличниками. Тем не менее, архиерейский двор возведен в соответствии с традициями русского оборонного зодчества, и поэтому его считают памятником военной архитектуры допетровского периода.Территория Ростовского кремля имеет статус музея-заповедника и делится на три части. В центре находится архиерейский двор, с севера от него – соборная площадь, а с юга – живописный митрополичий сад. Самая старая постройка Ростовского кремля – Успенский собор, который появился здесь в начале XVI века. Большая часть других построек относится ко второй половине XVII века. Они были возведены при митрополите Ионе Сысоевиче.