Мудрые наслаждаются водой, благородные наслаждаются горами.
Мудрые двигаются, благородные остаются недвижимы.
Мудрые счастливы, благородные терпеливы.
Делай, что должен, и будь что будет!
Регулярно всплывет тема религиозной привязки ушу. Хотя тему отсутствия прямой взаимосвязи религий и боевых искусств раскрывали уже не раз (например, в этой статье). В очередной раз хочется напомнить, что Китай населяет более полусотни разных народностей, со своими верованиями и культурными традициями, порой отличающиеся кардинально. Да и говорят они на разных языках, веками объединяет их только письменность, хотя молодёжь в школах сейчас и стали учить говорить на нормативном путунхуа...
Хотя повсеместно и сейчас, несмотря на активную антирелигиозную просветительскую работу государства, можно встретить буддийские монастыри, даосские кумирни и храмы разнообразный народных верований. Но они ли формировали мировоззрение Мира занимающихся боевыми искусствами? Попробуем поразмышлять на эту тему.
Мы уже не раз подробно рассказывали о том, кто, когда и почему занимался боевыми искусствами в Китае. И если сейчас #ушу - хобби для большинства из нас, в прошлые века мало кто мог позволить себе тратить свободное время, силы и финансы на то занятие, которое не является необходимым для выживания и заработка.
Однако, вернемся к религиозной составляющей. Вообще, китайская культура развивалась несколько иначе, чем наша, западная. Чуть позднее поговорим подробнее про формирование китайского мировоззрения, как географический уклад определил экономическую специфику, а уже эта совокупность определила мировоззрение земледельца, которое уже в свою очередь обусловило содержание китайской философии. О её становлении и развитии, о классификации «ста школ» от Сыма Тяня и Лю Синя поговорим немного позже, а сейчас вернемся к нашему вопросу.
Чтобы не углубляться в дебри - их оставим на потом, и ответить на вопрос предельно тезисное, напомню, что на длительном этапе существования Поднебесной оставалось два основных течения китайской мысли: даоцзя (道家 dàojiā ) и жуцзя (儒家 rújiā). И те и другие, несомненно, оказали свое влияние на боевые искусства Китае. Вопрос только какое и в какой мере? Давайте попробуем разобраться.
С позиции китайской культуры их различие распознается легко. Как сказано в «Чжуанцзы», первые "странствуют за пределами общества", вторые "странствуют в пределах общества". Они и соперничают, и дополняют друг друга, устанавливая равновесие сил, обеспечивая золотую середину между двумя мирами. Первые подчеркивают естественное и спонтанное в человеке, вторые определяют общественные обязанности человека. Но боевые искусства в первую очередь есть порождение и проявление общественных взаимоотношений, без общества они теряют свой прикладной смысл.
Отшельнику вдали от социума не с кем сражаться, разве что только с собой. Там, вдали от людей, занятия ушу смогут быть лишь средством саморазвития, самореализации или познания Дао, но не жестоким и свирепым искусством для боя в среде себе подобных. А вот жуцзя, более известное на Западе как конфуцианство, есть философия социальной организации, определяющей мировоззрение повседневной жизни.
В контексте влияния на боевые искусства, для нас важно знать и понимать, что даосы проповедовали концепцию недеяния, в то время как конфуцианство успешно внедрило в общество идею действия без цели. Согласно их парадигме:
человек не может ничего не делать, ибо для каждого есть то, что он должен сделать.
Тем не менее, то, что он делает, не имеет Цели, ибо ценность должного действия в самом деянии, а не во внешних результатах.
Несмотря на казалось бы практичный и утилитарный подход дореформенных боевых искусств Мира охранных контор, деревенской милиции, помещичьих войск и бандитов, такой подход пронизывает всю культуру этого Мира боевых искусств, и главное - весь процесс обучения и становления мастерства. И что удивительно, именно он и обеспечивал проявление личного Гунфу, причем в любой сфере жизнедеятельности, творчества или ремесла, где не важны победы и поражения:
нет необходимости бороться за это - всё придёт само.
Вот примерно так, если кратко. Ну а на десерт сегодня - редкое видео с поединков-саньда в провинции Фуцзянь, 1979 год. Совсем не то, что сейчас! :)
Считается, что после этого было принято «решительно реорганизовать ушу в соответствовать современным нормам и методологии» Большого спорта. В любом случае, когда уже я занимался в девяностых реформированным саньда в Вэйфане, это было совсем иная картинка! Правда, потом опять перекроили, уже в соответствии с подоспевшими новыми спортивными течениями, но это уже совсем другая история...
P.S. Любой разговор о религии и ушу будет неполным, если не упомянуть о таком обширном явлении как мусульманское ушу, и о влиянии христианства на идеи Мира боевых искусств в годы государства Тайпинов. А кроме этого, были когда-то в Поднебесной даже иудейские или персидские общины, вот как у них обстояло дело с ушу? Крайне интересный вопрос!
Дм. Моисеев, СПб - 2022