Диеты с резким ограничением углеводов базируются на рекомендациях ВОЗ по уменьшению потребления продуктов с высоким гликемическим индексом. Существуют различные модификации этих диет, но основная суть сводится к резкому ограничению углеводов – до 30 % калорийности рациона (до 100 г), к повышению доли белков – 20-30 %, а основное энергопоступление обеспечивается жирами – около 50-60 % суточного калоража. Самый яркий пример низкоуглеводной диеты – диета Аткинсона, в первые две недели которой поступление углеводов ограничивается 20 граммами, в последующем – 50 граммами.
При хронической нехватке углеводов пищи для поддержания нормальных показателей гликемии утилизируется резервный гликоген печени. При полном отсутствии поступления углеводов его запасы заканчиваются через 48 часов, что сопровождается частичным обезвоживанием. В дальнейшем для глюконеогенеза активизируется окисление жиров. Для обеспечения энергопотребностей печень и мышцы метаболизируют свободные жирные кислоты (СЖК), а частичное их окисление приводит к образованию кетоновых тел (ацетон, ацетоацетат, β-гидроксибутират), которые могут использоваться в качестве топлива всеми тканями, содержащими митохондрии. При резком ограничении поступления углеводов (менее 50 г в день) развивается кетоз.
В настоящее время отсутствуют данные об исследованиях длительного (более 12 месяцев) применения низкоуглеводных диет. Но, по результатам проведенных научных работ длительностью от шести недель до одного года, соблюдение таких диет в течение шести месяцев приводит к ряду благоприятных изменений в организме: уменьшению массы тела, содержания триглицеридов, провоспалительных маркеров крови, увеличению размеров липопротеидов низкой плотности (ЛПНП), повышению уровня липопротеидов высокой плотности (ЛПВП).
На фоне повышенного содержания кетоновых тел угнетается аппетит, значительно снижаются показатели тощаковой и постпрандиальной гликемии за счет уменьшения печеночной продукции глюкозы и уровня инсулина. Дополнительным фактором, улучшающим действие инсулина, может быть повышенный уровень лейцина, который отмечается при низкоуглеводной диете с избыточным потреблением белка. В совокупности указанные изменения стимулируют образование СЖК и глицерола из депонированных триглицеридов. Но эти изменения были продемонстрированы лишь в краткосрочных исследованиях. А при сравнении результатов снижения массы тела на фоне соблюдения низкоуглеводной и высокоуглеводной диет в течение одного года потери массы тела оказывались сопоставимыми.
В то же время отмечен целый ряд негативных последствий резкого ограничения углеводов пищи, особенно в исследованиях, длящихся более полугода: уменьшение тощей массы, понижение содержания важных микронутриентов в крови (калия, кальция, магния и железа) и увеличение уровня гомоцистеина, холестерина ЛПНП и СЖК, усиление экскреции кальция с мочой и повышение риска нефролитиаза. Избыточное поступление СЖК в печень, жировую и мышечную ткань в течение длительного времени приводит к нарушению чувствительности к инсулину на рецепторном уровне. Особенно это характерно для низкоуглеводных диет с большим содержанием жиров.
Сильное ограничение овощей и фруктов и частое употребление мясной пищи повышает возможность развития различных неоплазий у пациентов, соблюдающих низкоуглеводные диеты.
Читайте так же:
- Питание после тренировки
- Белково-углеводное чередование
Источник наш паблик: https://vk.com/fit_build
#бодибилдинг #спорт #тренировка #низкоуглеводеная #диета