Когда ученик вкладывает усилия в оформление рисунков даже для простых задач, он создает себе базу картинок, которая будет использоваться при решении сложных.
Научиться решать задачи можно быстрее, если повысить скорость поиска в памяти картинок уже решенных задач. А если вспомнить картинку уже решенной задачи, то вероятность решить задачу резко возрастает.
Для того чтобы повысить эту скорость, нужно:
- улучшить хранение картинок, чтобы они были более узнаваемые,
- сделать картинку решаемой задачи пригодной для поиска.
Для достижения этих двух целей нужно следующее:
1. Правдобобный чертёж
Если, например, в условии сказано, что треугольник равнобедренный, тот на рисунке он должен быть именно таким. Если известно, что одна сторона больше другой, то и на рисунке эта пропорция должна сохраняться.
Это поможет мозгу искать в памяти нужную картинку, с теми признаками, которые описаны в условии.
2. Чертёж не содержит того, чего нет в условии
Если в условии не сказано, что треугольник прямоугольный, а на рисунке он случайно получился прямоугольным, то чертёж следует переделать.
Если не перерисовать, то мозг будет искать в памяти картинки с прямоугольным треугольником. А они не нужны.
3. На чертеже все отмечено
Поиск происходит лучше, если задать много условий поиска. Это как в интернете, если нужно найти машину для семьи из семи человек с бензиновым двигателем, а вбить "машина легковая", то будет очень много лишнего. А если вбить "машина 7 мест бензиновая, автомат, красная", то результат поиска будет точным.
4. Аккуратный чертеж
Чертежи с зачеркиваниями и исправлениями, неяркие, бледные и т. д. просто не будут сохранены в вашей памяти. К тому же вы создадите лишнее напряжение на мозг, заставляя его отсекать ненужные штрихи и шумы.
Делать такие рисунки — это просто терять время и переводить бумагу. Обучение по ним если и будет, то намного медленнее.
5. Крупный чертеж
На крупном чертеже можно отобразить детали, которые понадобятся при поиске. Также мелкие чертежи создают дополнительную нагрузку на глаза, ведь нужно еще разобрать, что написано.
6. Возможно, не один чертеж
Построить рисунок, по которому мозг легко будет осуществлять поиск уже имеющихся в памяти картинок, очень важно. Поэтому, если в процессе решения стало понятно, что имеющийся чертёж неправдоподобен или содержит то, чего нет в условии, или оказался мелковат, то его нужно переделать.
Также, возможно, стоит иметь несколько рисунков для детального изображения какого-либо узла.
7. Выделение объектов
В некоторых задачах чертежи содержат очень много деталей. Для облегчения работы мозга выделяйте основные элементы. Например, фигуру сечения при построении стереометрических рисунков.
Использование правильных чертежей — это всего лишь один из способов обучения. Прочтите, какие привычки нужно сформировать для максимального ускорения обучения.
#математика егэ #репетитор