Сегодня на слуху имена многих героев-летчиков Великой Отечественной - Ивана Кожедуба, Григория Речкалова, Александра Покрышкина, Мусы Гареева. При этом менее известными остаются блистательные асы, воевавшие в локальных конфликтах позднее, на самой заре эры реактивной авиации. Один из таких - легенда Корейской войны, советский летчик Николай Сутягин.
Николай Васильевич появился на свет в 1923 году в семье крестьянина в Сергачском уезде Нижегородской губернии. С 11 лет жил в Горьком вместе с бабушкой и задолго до своего совершеннолетия начал работать, помогал своей семье в деревне. В середине 1940 года Николай прошёл занятия в местном аэроклубе и решил навсегда связать свою жизнь с авиацией.
Началась Великая Отечественная война, однако Сутягину не удалось повоевать в Европе. Сразу после окончания авиашколы пилотов молодой офицер был распределен на Дальний Восток, где впоследствии принял участие в разгроме японцев в Манчжурии.
Конфликт в Корее разгорелся в июле 1950 года. Тогда истребительный полк Сутягина был переброшен в город Мукден (Китай). До последнего летчики могли только догадываться о цели этой передислокации. К тому моменту Николай Васильевич уже успел обзавестись семьей, в 1947 году у него родилась дочь.
Американцы в этой войне активно поддерживали Южную Корею, их сухопутные войска и авиация открыто воевали против КНДР, которую поддерживал Советский Союз и Китай. Наше командование на формальном уровне не участвовало в боях, но приняло решение направить в помощь северокорейцам авиационные соединения для противодействия американским ВВС. Именно в состав этой относительно небольшой группировки вошел Николай Сутягин.
В Корее вовсю использовалась реактивная авиация и Сутягин летал на самом массовом истребителе этого типа - МиГ-15. Ему и его сослуживцам противостояли новейшие американские истребители F-86 "Сейбр". Последние не уступали нашим машинам ни в маневренности, ни в скорости, ни в вооружении. Часто решающим фактором в воздушных боях становилась выучка пилотов, тактическое мастерство и находчивость.
Именно пафосно разукрашенный и разрекламированный "Сейбр" стал первой "добычей" Николая Сутягина в его боевой работе в небе Кореи. Наш ас выработал собственную тактику боя, очень походившую на ту, что использовал знаменитый Иван Кожедуб, но, по его мнению, более подходящую для поединков с янки. Хотя Ивана Никитовича он всегда продолжал считать своим "учителем".
Сутягин атаковал американцев с максимально близкого расстояния (около 200-300 метров), не давая возможности "Сейбрам" противника нанести удар с дальней дистанции, на которой они были особенно эффективны. Старался сбивать в первую очередь ведущего. Эти приёмы позволили ему достичь потрясающего для мировой реактивной авиации показателя в 22 личные победы. При этом за весь период конфликта Николай Васильевич ни разу не был сбит и не получил ранения.
В последние годы на Западе активно приписывают звание самого результативного "реактивного" аса Корейской войны широко распиаренному американцу Джеймсу Джабаре. Не умаляя мастерства и мужества последнего, стоит отметить, что на его счету лишь 16 (по некоторым данным военных историков - 17) побед в воздушных поединках.
В октябре 1951 года Николаю Васильевичу Сутягину было присвоено высокое звание Героя СССР. Через год он был направлен на учебу, окончил Академию ВВС, служил в Таганроге. Сутягин внес огромный вклад в борьбу с американскими воздушными силами и во время Вьетнамской войны, обучал молодых летчиков. Ушел в отставку в звании генерал-майора, воспитал с супругой двух дочерей и сына.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем