В теперь уже далёком 2014-м году я столкнулась с холодным батиком. Это в прямом смысле было столкновением. Столь странным и потрясающим, что игнорировать его было невозможно...
Дело было так. Мы с моей подругой и тёзкой Аней водили детей на концерт в филармонию, в ту, которая на Юго-Западной. После концерта подруга вспомнила, что рядом живёт её подруга Людмила, набрала её, а та пригласила зайти к ней в гости. Про Людмилу по дороге к ней я узнала немного: они с моей подругой вместе работали, подружились, дружат давно семьями, детьми. Собственно, это всё, что я успела узнать к моменту когда мы уже оказались у Людмилы дома.
Я не помню ни этажа, ни дома, ни номера квартиры, но я помню её - картину, которую встретила в прихожей. Это была картина на тёмно-синем фоне. Блестящими точками была "выложена" театральна маска. Точки были разноцветными. Людмила на мой взгляд в сторону картины сообщила, что это техника арабская (кажется), и что в ней вот такими вот точками создаётся рисунок. А основа - шёлк.
На меня произведение произвело очень странное впечатление. Картина будто сообщала что-то, что я должна была разгадать. Я попросила разрешения картину потрогать. То, что произошло дальше, буквально перевернуло мою жизнь.
Пальцы коснулись гладкого шёлка и я настолько поразилась этому сочетанию гладкости и натянутости (картина была на подрамнике), что на какое-то время потеряла дар речи. Потом уже в комнате я увидела другие работы Людмилы на шёлке: венецианские лодки, бабочки, что-то ещё, они были прекрасны, но маска казалась совершенным совершенством.
Я поняла, что я хочу сделать подобную работу. Чтобы на шёлке, чтобы так же гладко. И я попыталась разузнать у Людмилы, как это делается.
Надо заметить, что я к тому моменту не знала о росписи на шёлке вообще ничего и технику холодного батика (оказалось, что это была она) лицезрела первый раз. Точнее, я лицезрела работы в этой технике. На мою просьбу рассказать, как делаются такие работы, Людмила почему-то насторожилась и сообщила мне только следующие знания:
- Тебе нужен натуральный шёлк
- Тебе нужна рама, чтобы натянуть этот шёлк
- Шёлк нужно натягивать так, чтобы брошенная на него булавка отскакивала как от барабана
- Тебе нужны контуры...
Больше мне ничего Людмила не рассказала. А полученных "знаний" мне хватило лишь на то, чтобы осознать, что натяжка шёлка - это процедура, с которой, видимо, я никогда и не справлюсь.
После встречи прошло месяца три или четыре. Я периодически возвращалась мыслями к картине с маской и к тому ощущению в пальцах, которое испытала при встрече с картиной. И периодически мечтой своей о "вот бы такое сделать" я делилась с другой своей подругой, Галиной. Галя на тот момент была финансовым директором в агентстве, в котором я работала, женщина она решительная и мудрая, потому действует там, где я страдаю и размышляю...
В общем, в июне 2014-го года моё подразделение в агентстве было сокращено. Президент компании решила отдать это направление партнёрам. В последний день моей работы в агентстве мы с Галей возвращались домой (Галя жила в Куркино, а её путь пролегал аккурат мимо моего дома, чем я периодически пользовалась). Я в районе Войковской примерно опять вспомнила картину с маской в ключе "аааааа, какие ж ощущения были". Галя поджала нижнюю губу и загадочно замолчала.
А уже через несколько минут мы парковались у "Передвижника", который на повороте к Речному вокзалу.
- Пойдём, купишь себе то, что нужно для картины! - сказала Галя. И мы пошли.
Напомню, что к этому моменту знаний у меня было ровно столько, сколько мне сообщила Людмила. Но! В магазине же всегда есть продавцы-консультанты! Спойлер: не всегда от них есть толк...
- Я хочу нарисовать картину на шёлке.
- Краски для шёлка и всё остальное вот тут.
- А сам шёлк есть у вас?
- Вот тут
- А его надо на раму, да?
- Рамы вот тут. Вот есть такая - 4 палки, На ткань до 90х90 см рассчитаны.
- А как собирается?
- Там всё просто, разберётесь.
- А крепить чем?
- Вон там булавки.
- А как ими?
- Разберётесь...
....
Я вышла из магазина с двумя белыми шёлковыми платками 90х90см, четырьмя палками (рамой), парой кисточек, несколькими баночками самой дешевой краски по шёлку, парой тюбиков серебряных контуров и коробочкой булавок...
Галя привезла меня с моим багажом домой и с чувством выполненного долга уехала.
Я же вместо ужина кинулась к компу, к ютубу. По запросу "холодный батик" нашла там ролик, где девушка рисовала какие-то крупные маки, а потом заливала фон чёрным. Из знакомых слов я там услышала только слово "соль", но идея была понятна: закрепить ткань на раме, разместить контуры и творить. А потом варить, точнее парить...
Дальше было ползание вокруг рамы - разместить я её смогла только на полу. Она не хотела сцепляться, периодически то одна её часть выходила из пазов, то другая. Но как-то я её победила. Дальше я долго крепила шёлк, и, как мне показалось, справилась (теперь знаю, что нет, но тогда было вполне себе да)...
Тут же я поняла, что вообще не знаю, что рисовать. Совсем. Абсолютно. Нарисовала контуром какой-то странный цветок, потом второй... Потом двух птичек в луже... Потом каких-то линий тем же контуром...
Потом стала исследовать краску. Краска оказалась очень жидкой. В буквальном смысле цветной водичкой; Капелька на ткани превращалась в огромное пятно. Но было в этом всём что-то такое...
Я не спала ночь: ползала вокруг своего произведения. Раскрасила цветы и птичек с лужей. Для фона смешала несколько красок, засыпала фон солью и наблюдала как краска под солью идёт мраморными разводами...
С рассветом я открепила ткань от рамы. Её спадание с рамы - это отдельное наслаждение - переход в струящееся состояние только что жёсткой композиции.
Творение я своё завернула в газету и отправила выпариваться в ведро с водой, как мне показали в ролике.
Выпарила, постирала, погладила, сфоткала и отправила Гале. Потом взяла в охапку своё творение и пошла в гости к другой подруге - Наташе, которая по ходу имела художественное образование. Наташа с мужем её изучили мой эксперимент и вынесли вердикт: "По цветам хорошо. Солевые эффекты - прикольно. Но, наверное, вот этих металлических жестких штук не должно быть?"
Штуками были контуры, которыми я зонировала картинку. И, да, они были жесткими. Было понятно, что надо искать какой-то другой вариант разделения зон. И я опять пошла в Передвижник. На этот раз продавец был другой. Я рассказала про жёсткий контур и получила ответ, что толком он не знает, но вот есть другие тюбики, а на них написано "резерв" и вроде как оно смывается.
В следующую ночь я опять не спала и выдала утром Девочку на крыше... Отправила Гале. Галя мне перезвонила с "Это как? Ты ж вчера еле цветок нарисовала, а тут уже такое!"
А дальше было только больше ))) И сложнее... И страннее и местами очень странно. Но об этом потом, позже.
Пока же покажу своих первых птиц в луже и девочку на крыше.
Мистическая история одного хобби
17 июня 202217 июн 2022
94
5 мин