Часто ли ожидания работодателя и соискателя совпадают? Топ-рекрутер, автор собственной методики подбора персонала Ильгиз Валинуров рассказал «Автографу» о том, как сделать правильный выбор, чтобы счастливы были обе стороны.
Идеальный работодатель
На своих тренингах вы даете новые принципы рекрутинга, в чем они заключаются?
Работодатель должен понять, что рекрутинг сегодня по сути тот же маркетинг. Ваша вакансия – это товар на рынке труда и ее нужно продавать. Помните, как было раньше? Сотрудник отдела кадров давал объявление «требуется срочно продавец» и ждал, когда прибежит соискатель. Зачем эта информация людям, что срочно? Мы же не пишем: «Срочно продаю такой-то товар». Все хотят срочно товар продать ведь это в интересах продавца! Вакансия – это тот же товар. Вам нужно продать вакансию, прибегая к помощи ваших пиарщиков, маркетологов, т.е. правильно преподнести преимущества именно вас, как компании и работодателя, именно в этой позиции. И только тогда лучший кандидат увидит себя в описании этой вакансии, поймет свое развитие в компании и придет к вам. Вы же не покупаете украшение, узнав, что оно состоит из серебра и жемчуга. Вы смотрите на дизайн, размер, автора, насколько оно вам идет. Вот также и вакансию нужно продавать.
Правда ли, что современному рекрутеру практически не нужно лично встречаться с соискателем? Все автоматизировано, собеседование проходит через Интернет-коммуникации.
В какой-то степени это так. В Интернет уходят все первичные коммуникации с кандидатами. Часть работы рекрутера мы способны переложить на плечи чат-ботов и социальных сетей. Но соискатель, пообщавшись с чат-ботом в Телеграм-канале, к вам не выйдет сразу на работу. Переходить на живое общение нужно обязательно, классика рекрутинга остается. Вакансии все равно нужно грамотно упаковывать, предлагать их кандидатам, лично встречаться с людьми. И должна быть не одна встреча, а несколько.
А зачем встречаться вживую, ведь это отнимает уйму времени? По скайпу, к примеру, отлично видно человека и слышно.
Мы можем использовать скайп как замену части коммуникаций. Но надо понимать, что и вы, общаясь по скайпу, продаете себя как работодателя хуже. И кандидат не может раскрыться полностью при таком общении. Сегодня на человека выливается такое количество интернет-трафика, что личная коммуникация автоматически вызывает больше доверия, чем сетевая. Действительно достойный кандидат, выбирая между работодателем, который с ним лично встретился, и тем, кто писал ему по Ватсапу, конечно же, предпочтет первого.
Второй момент – когда мы встречаемся лично с кандидатом, у нас подключается больше рецепторов для понимания человека. Мы лучше видим, как он выглядит, чувствуем, как он пахнет, оцениваем его поведение в разных ситуациях, его реакцию... По скайпу такой картины вы не получите.
Сколько раз нужно встретиться, чтобы понять, что соискатель вам подходит?
Если мы говорим о менеджерах среднего звена, нормальное количество встреч перед предложением о работе – 3. Если речь о топ-менеджерах, то 5-6 встреч. Если требуется специалист низкой квалификации – можно сделать предложение уже после первой встречи, потому что, если вы не отреагируете на него сразу, в течение дня он уже найдет другую работу. Но в любом случае говорить уверенно, что вы нашли идеального сотрудника после 5 собеседований, нельзя. Специалист проявляет себя полностью уже только в процессе работы.
В рекрутинг очень часто идут бывшие психологи. Их ошибка заключается в том, что они начинают разбираться в людях, копаться, что в них не так. А все же люди больные. Профессиональный рекрутер, менеджер по подбору персонала должен разбираться в первую очередь в бизнесе. Он должен понимать, как устроен бизнес-процесс, какой функционал у сотрудника, чем менеджер продаж в одной компании отличается от менеджера продаж в другой компании. Разбираться в людях он должен во вторую очередь. Психологическое образование может даже мешать, чем помогать.
Идеальный кандидат
Если говорить о соискателе: как произвести хорошее впечатление на собеседовании?
Ошибка многих претендентов на вакансию заключается в том, что они стремятся сообщить работодателю максимум информации о себе. Составляют огромное резюме, выкладывая в него подробности 10-15 лет работы, а потом на собеседовании за 40 минут пытаются рассказать всю свою жизнь. Не надо так. Важно понять ключевую боль работодателя, что для него самое важное в вакансии. Как только вы сделали это, расскажите, как вы избавили его от этой боли и все, работодатель ваш. Но помните, резюме не должно быть одним для всех работодателей, под каждого составляйте уникальное.
В Интернете – обилие различных статей на тему, как вести себя на собеседовании. Стоит ли к ним прислушиваться?
Я не очень хорошо с ними знаком.
Там дают разные советы, вроде «не скрещивать ноги, руки держать разжатыми, смотреть собеседнику в глаза…»
А вы бы сейчас могли сидеть передо мной, не скрестив ноги?
Нет.
Правильно, потому что вы в платье выше колен и сидите достаточно близко. К вашей коммуникабельности это не имеет никакого отношения. Бывают самые разные ситуации в разговоре, на которых подобные «правила» не работают. Придерживаться их автоматически – очень глупо. Всегда нужно понимать, где ты находишься, при каких обстоятельствах, с кем разговариваешь.
В этих общих рекомендациях очень много стереотипов. Вроде бы правильная рекомендация — смотреть в лицо, глаза. Но есть специфика профессии. Возьмем программиста. Знаете, чем отличается программист-экстраверт от интроверта? Программист-интроверт во время собеседования смотрит на свои ботинки. А программист-экстраверт смотрит на ваши ботинки. Так что, не брать программиста на работу вовсе?
Сейчас практически все эйчары заранее оценивают соискателей по их профилям в социальных сетях. Как подать себя правильно в Интернете?
Самое главное – вызывать доверие. Отталкивают очень жесткие суждения, однозначная позиция на какую-то тему (политика, социальная, общественная жизнь, гендерные стереотипы и пр.). А работодатель в основном предпочитает брать на работу людей толерантных, гибких, готовых принимать разные точки зрения. Создают хорошее впечатление посты, которые говорят о вас как о человеке заинтересованном в своей профессии. Это рассуждения о саморазвитии, о трендах в вашей профессиональной деятельности, рассказы о форумах и конференциях, на которых вы побывали.
Вызывают также доверие странички с семейными фотографиями, детьми, на природе, с каким-то созидательным хобби. Ведь люди хотят работать не только с профессионалом, но и с хорошим человеком. А вот выкладывать селфи с каждого угла – перебор, вчерашний день. Показывайте себя как личность, профессионал, это вызывает доверие.