Найти тему
БФ «Гольфстрим»

Как найти общий язык с подростками

Конфликты подростков с родителями — с одной стороны, неизбежная классика семейных отношений, а с другой — возможность пересмотреть коммуникативную стратегию в семье. Как наладить семейное общение рассказывает психолог фонда «Гольфстрим» Ольга Цунина.

  • Если ребенок сам инициирует разговор и подошел к вам с какой-то проблемой, значит, ему важно именно ваше мнение, не отмахивайтесь, постарайтесь найти для него время и содержательный ответ
  • Подростки очень восприимчивы ко лжи и чувствуют, когда родители их обманывают. Важно отражать и проговаривать свои чувства, даже если они негативные.
  • Вашему ребёнку необходимо чувствовать, что его принимают такими какой он есть. Точно не стоит сравнивать детей с кем-то, приводить в пример кого-то лучше или упрекать за какие-либо недостатки и ограничения. В этом случае важны не только слова родителей, но и невербальный контакт — взгляд, прикосновения, жесты.
  • Общаясь с подростком, важно не переоценивать силу своих слов, следить за тем, как вы жестикулируете, смотрите на него, с какой интонацией говорите.
  • Если вы переживаете сильные эмоции, переждите какое-то время, выйдите из комнаты, отвлекитесь на какую-то бытовую деятельность, не начинайте в этот момент разговор со своим ребенком. Помните, что при переживании сильных эмоций нельзя принимать важных решений, не рекомендуется вводить ограничения и наказания.
  • Будьте включенным в беседу, задавайте вопросы на понимание, при этом не устраивая допрос. Обычно родители задают большое количество вопросов, выбирают время удобное для них, хотят немедленно получить ответы, не учитывая, что ребенок был чем-то занят и ему надо прервать деятельность или у него в данный момент нет настроения разговаривать. В результате, дети замыкаются и теряются, теряют мотивацию к продолжению общения.
  • Обязательно помните о том, что надо не только говорить, но и слушать, давать возможность говорить своему собеседнику! Когда родители вводят какие-то новые правила или ограничения, монолог возможен, но он должен быть не очень длительным и спокойным. У подростка должна быть возможность задать вопросы, получить дополнительную информацию, если что-то непонятно.
  • Общайтесь с ребёнком не только для выяснения отношений и проверки выполненного домашнего задания.
  • Не используйте в общении скрытые обвинения. Фразы родителей «Как ты мог так поступить?», «Это ужасно», «Я от тебя не ожидала», «Разочаровал, так разочаровал» и т.д. не вызывают желания продолжать такое общение или начинать его позднее вновь.
  • Не перебивайте и не обесценивайте слова своего ребенка («Это такая ерунда», «Что ты переживаешь об этом», «Не обращай внимания» и т.д.).
  • Научитесь слушать и фокусироваться на содержании того, что говорит подросток, не предлагая либо готовый ответ и решение, либо свое единственно правильное мнение.
  • Оставляйте подростку право на критику, ведь ему тоже может что-то не нравиться, и он имеет право об этом сказать и быть услышанным.
  • Стремитесь к открытому обсуждению имеющейся проблемы и давайте подростку возможность приводить свои доводы и обосновывать свою точку зрения.

Только конструктивное общение со сменой позиций «говорящего» и «слушающего» позволит сохранить гармоничные отношения между родителями и подростками! Слушайте и слышьте друг друга!

Если вам было интересно, подпишитесь на наш Дзен-канал или следите за новостями на сайте Фонда и в телеграм-канале БФ «Гольфстрим». Будем рады, если оставите для нас комментарий, нам важно ваше мнение. Ждём среди наших подписчиков!