Найти тему
Издательство "Гангут"

Визит русских кораблей в США в 1893 году

Крейсер I ранга «Дмитрий Донской» в дальневосточных водах
Крейсер I ранга «Дмитрий Донской» в дальневосточных водах
Вниманию читателей предлагается переиздание заметки основателя отечественной морской фотографии лейтенанта Николая Николаевича Апостоли, в то время младшего флаг-офицера штаба командующего эскадрой в Атлантическом океане вице‑адмирала Н. И. Казнакова, о плавании на крейсере «Дмитрий Донской» в Северо-Американские Соединенные Штаты.
При подготовке к публикации текст приведен к современным нормам правописания.


Коротко об авторе. Апостоли Николай Николаевич родился в
1861 году
в Николаеве, но рано осиротел и был взят на воспитание в семью адмирала Г. И. Бутакова. В
1884 году окончил Морской корпус
с производством в мичманы, в
1891 году за отличие произведен
в лейтенанты, в
1904 году — в капитаны 2 ранга, а в 1910 году
в капитаны 1 ранга. Рано заинтересовавшись фотографией, не уделял внимания строевой карьере, кораблями не командовал и по большей части занимал штабные должности. В
1893 году служил младшим флаг-офицером штаба начальника эскадры в Атлантическом океане вице-адмирала Н.И. Казнакова, с которым побывал в САСШ, в 1900 году — старшим флаг-офицером Учебного практического отряда Балтийского моря, с 1905 по 1907 год — штаб-офицером оперативного отдела штаба Кронштадтского порта.
В
1907 году зачислен в береговой состав. С 1907 по 1910 годы заведовал наблюдательными пунктами Балтийского моря, в 1910 году занимал должность начальника службы связи в штабе начальника Действующего флота Балтийского моря. В дальнейшем был прикомандирован ко 2-му Балтийскому флотскому экипажу.
В
1914 году зачислен по флоту. С 1918 года руководил фотолабораторией Политуправления Балтийского флота, в 1924– 1926 годах являлся инструктором этого управления, затем работал лаборантом в ВВМУ
им. М.А. Фрунзе, преподавал фотодело. С
1930 года в отставке. Скончался от тяжелой болезни в Ленинграде в 1937 году.

* * *
Еще с осени
1892 года стали ходить разные оживленные слухи
о предстоящей посылке нашей эскадры в Америку для участия
в торжествах по случаю 400-летия открытия материка, но точных сведений никто сообщить не мог, тем более что и сами американцы
не дали определенного срока начала празднеств и официального открытия выставки в г. Чикаго.
Наконец в декабре выяснилось, что празднества начнутся в апреле
1893 года, и нам ничего больше не оставалось делать, как воспользоваться крейсерами, плавающими за границей, остальные же суда отправить
из Кронштадта после открытия навигации в Балтийском море.
25 декабря крейсер 1-го ранга «Дмитрий Донской» получил в Нагасаки телеграмму с приказанием прибыть к 1 марта в Порт-Саид, а крейсерам 1-го ранга «Рынде» и «Генерал-Адмиралу», плавающим в Атлантическом океане, предписано было своевременно быть в Чезапикской бухте
(300 миль южнее Нью-Йорка) и ожидать прихода туда крейсера
1-го ранга «Дмитрий Донской».
В январе текущего года приказано было эскадренному броненосцу «Император Николай I» и крейсерам «Память Азова» и «Адмирал Нахимов» спешно готовиться к предстоящему плаванию, чтобы
по мере готовности и к открытию навигации идти в Америку.
В Кронштадте сразу все зашевелилось, в гаванях закипела жизнь,
в морском собрании и экипажах слышны были веселые разговоры, все жаждали назначения на эти суда, чтобы побывать в Северной Америке, куда так редко заходят наши суда, а тут еще предстояло такое интересное выдающееся плавание.
Таким образом, в Нью-Йорке должна была соединиться наша эскадра, состоящая из 6 судов, под флагом вице-адмирала Николая Ивановича Казнакова.

Крейсер «Дмитрий Донской» вышел из Нагасаки 9 января, а уже
26 февраля пришел в Порт-Саид, заходя на короткое время по пути
только в некоторые порты для пополнения запасов угля и провизии. Из Порт-Саида крейсер прямо пошел в Алжир, где после продолжительного перехода нуждался в чистке машины и котлов, приобретении материалов и запасов сухой провизии.
11 марта прибыли на крейсер флигель-адъютант, его императорское высочество великий князь Александр Михайлович, пожелавший плавать на крейсере вахтенным начальником,
а 13-го пришел на почтовом пароходе из Марселя его превосходительство Н.И. Казнаков со своими штабом и поднял свой флаг на крейсере.
Приход крейсера в Алжир совпал с пребыванием в порту Средиземной французской эскадры, состоящей из 13 судов 1-го ранга и 10 минных крейсеров и миноносцев. Город имел праздничный вид; дома были украшены русскими и французскими флагами, и их особенно было много на набережной, где с утра и до вечера толпился народ, любуясь действительно красивой картиной южного голубого моря и обширной гаванью со множеством военных и коммерческих судов. По случаю прихода нашего крейсера и французской эскадры на берегу ежедневно был ряд празднеств, обедов, балов, пуншей и т.д.
Публика осаждала крейсер, подробно его осматривала и пользовалась большим гостеприимством в кают-компании от радушных офицеров. Некоторые из общества, хорошо знакомые офицерам еще от первого пребывания крейсера в Алжире, считали своими долгом ежедневно приезжать к завтраку и оставаться до полуночи. Благодаря музыкальным талантам многих из офицеров крейсера музыка и пение не умолкали,
и непринужденное веселье невольно привлекало гостей, которые совсем свыклись с офицерами и чувствовали себя на крейсере, как дома.
За день до ухода крейсера из Алжира его превосходительство и офицеры получили приглашение от губернатора г. Cambon на обед в его фантастический загородный дворец Palais de Mustapha. Кроме наших офицеров присутствовали на обеде все представители города, военного ведомства, адмиралы и командиры судов французской эскадры.
Пока на берегу шли празднества, на крейсере продолжали неутомимую нагрузку провизии, большого запаса вина для угощения наших заокеанских друзейамериканцев, принимали разные материалы, грузили быков, баранов, сено, и утомленный ревизор едва успевал сводить счета.

Крейсер порядочно загрузили, но ничего нельзя было поделать, так как предстоял продолжительный переход до Америки почти в 5000 миль
(8750 верст) и надо было прокормить за это время 600 человек, служащих на крейсере.
Как ни приятно было стоять в Алжире, но нам надо было спешить
в Чезапикскую бухту, чтобы поспеть к сроку, и поэтому
16 марта мы снялись с якоря и ушли на остров Мадера для пополнения запасов угля. Прошли Гибралтар и вышли в океан; погода стояла отличная, но крупная зыбь порядочно покачивала крейсер и с каждым днем становилась все больше и больше, вследствие чего уменьшался ход. 20 марта, в Вербную субботу, зыбь дошла до таких размеров, что размахи у крейсера доходили до 35° на левый борт и 30° на правый. Крейсеру за всю его службу
не приходилось испытывать такой большой и продолжительной качки, которая, однако, нисколько не препятствовала ходу обыденной судовой жизни и даже всенощной, за которой все получили пальмовые ветки, припасенные в Алжире. Мало кому из нашей публики, да и г
[осподам] военным офицерам приходилось бывать вообще на военных судах и,
в частности, присутствовать во время службы в походной судовой церкви.
Новичка обыкновенно поражает обстановка и в то же время особенная торжественность, а какое бы впечатление на него произвела служба не на якоре, а на ходу, когда судно сильно качается, из машинного люка слышен стук машины, наверху над головой рев ветра, а с боков удары волн в борта судна, и все эти разнородные звуки смешиваются с пением певчих.
К довершению всего вы не можете спокойно стоять, а должны балансировать и перемещать свое вертикальное положение относительно палубы почти на 70° в обе стороны.
Но как священники, так и офицеры и команда на это нисколько
не обращают внимания, и торжественность службы не нарушается,
а, наоборот, у вас является сознание своего ничтожества перед бушующей стихией и невольно заставляет вас теплей отнестись к молитвам.
21 марта к ночи мы подошли к острову Мадера, но так как становиться
на якорь в темноте было неудобно, то уменьшили ход. Зайдя за остров, сразу избавились от качки и после бессонной ночи имели возможность немного отдохнуть. Красивый остров Мадера занимает всего площадь
в 30–40 кв. миль, но горы на нем довольно возвышенны и покрыты иногда снегом. По всем скатам гор возделаны виноградники, перемешанные
с фруктовыми садами и разнообразной флорой хвойных, лиственных
и пальмовых деревьев. Город Funchal, куда пришел крейсер,— небольшой и чистенький городок с 15–20.000 жителей, весь расположен по скату крутой горы, утопая в свежих красивых садах...
Продолжение статьи о визите русских кораблей в США читайте позднее на нашем канале или в сборнике "Гангут №124" (2021 г.)

© Н.Н. Апостоли
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут №124"/2021
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!