Найти тему

*17.06.22*

✒️Всегда интересно и очень полезно рассматривать девелоперский бизнес в глобальном (интернациональном) масштабе. Выводы, полученные таким образом, являются более справедливыми и адекватными. Другими словами, всё многообразие локальных тенденций и решений всегда стоит считать составными элементами (вариантами) глобальных.

Я уже как-то говорил о взаимодействии коммерческих площадей с жильём в рамках девелоперского продукта. Я говорил о том, что коммерческие площади являются неотъемлемой частью жилого девелоперского продукта. При этом, я больше говорил о торгово-развлекательных площадях, чем об офисных.

Дело в том, что взаимодействие офисных площадей с жильём строится на несколько иных принципах. Офис может и является по своей сути составным элементом жилого пространства. Современное жильё можно мыслить без торгово-развлекательной составляющей (хотя, такое жильё нельзя считать оптимальным), а вот без офисных пространств жильё уже немыслимо. Поэтому, любой девелопер создавая жилой продукт, может сделать "внешнее подключение" торгово-развлекательных площадей, но офисные пространства он уже обязан делать "внутренними". Это касается, как индивидуального жилья, так и мультисемейного. Пожалуй, только тоталитарные общества (территории) с жёсткой тоталитарной социальной структурой настаивают на разделении, отделении жилых единиц от офисных пространств. Люди живут "колониями", да и работают в "колониях".

В этом отношении, весьма любопытно выглядит такой девелоперский продукт, как ко-ливинг. Я бы не сказал, что сутью этого продукта является совместное проживание людей, хотя об этом и говорит его наименование. Я бы сказал, что сутью этого продукта является объединение людей вокруг одного (единого) офисного пространства. Он практически идентичен студенческому кампусу, когда жилые пространства объединены учебным заведением.

Как, собственно, его ближайший "родственник по сути ко-воркинг, который отличается от ко-ливинга, пожалуй, только тем, что жильё в сочетании с ним обладает большей индивидуальностью и самостоятельностью. Другими словами, и в первом, и во втором случаях - это жилые продукты, объединённые единым офисным пространством. Разница между ними, исключительно, в форматах самого жилья. Но их можно и нужно называть офисными пространствами, в которые интегрировано жильё. Ко-воркинг, как самостоятельное явление, на мой взгляд, не является полноценной рабочей моделью девелоперского продукта. Полноценность ему придаёт только его сочетание с жильём.

Что касается индивидуального жилья, то его интеграция с офисным пространством является более замысловатой. Варианты взаимодействия офисного пространства и индивидуального жилья можно разделить на три типа:

1. Самый простой и доступный многим, когда под офисное пространство выделяется одна из спален индивидуального дома. К слову, этот вариант весьма хорошо способствует увеличению потребительской аудитории индивидуального жилья за счёт потребительской группы 18(25)-35 лет. Последнее время, по моим наблюдениям, всё больше и больше молодёжи стало предпочитать квартире индивидуальные дома. Я больше, чем уверен, что это связано, в том числе, и с тем, что эта потребительская категория стремиться получить не просто индивидуальное жильё, но и индивидуальное офисное пространство.

2. Первый вариант офисного пространства работает только в том случае, если специфика работы человека не предполагает физический контакт с клиентами. В случае с ко-ливингами и ко-воркингами это не является проблемой, а вот в случае с индивидуальным жильём - да. Но он решаем за счёт поэтажного зонирования индивидуального дома - под офисное пространство выделяется либо некая часть первого этажа, либо первый этаж полностью. Если офис занимает только часть первого этажа, то он, как правило, имеет отдельный от жилья вход. Думаю, что девелоперы уже вполне могут распрощаться с идеями и концепциями одноэтажных жилых домов. Наступает (уже наступила) эра двухэтажных, но, скорее всего, трёх- или даже четырёх этажных индивидуальных домов. Единственное, им придётся определиться - какой из этажей (первый или последний) отдавать под офисное пространство.
Кто не знает, но жильё само по себе требует два этажа. Первый этаж - зона общего (общесемейного и гостевого) использования. Второй этаж - зона индивидуальных пространств каждого из членов семьи (спальни). Третий этаж - зона отдыха и развлечений. Как правило, он является подвальным. Ну, и четвёртый этаж - зона офисного пространства, которая, в зависимости от специфики работы с клиентами, может быть и первыми последним этажом.

3. Как понятно из выше сказанного, этот вариант предполагает расположение офисного пространства на первом этаже для получения возможности физического контакта с клиентами. Между прочим, этот вариант предоставляет гораздо больше возможностей человеку по выбору вариантов работы. Как утверждает одна канадская девелоперская компания, это может быть и частный детский сад, и фитнес-зал и прочий хенд-мейд.

Словом, офисное (рабочее) пространство прочно и надолго интегрировалось с жильём. И только большие компании никак не могут интегрироваться своими офисами с жильём.