Найти тему
Пермская судоверфь

Пермская судоверфь: от катеров для таможни до уникальных сухогрузов для калийщиков (1975-2018)

С 1975 года завод стал выпускать буксиры типа ОТА-900, проект 758Б, которые были модификацией буксиров типа ОТ-800, проект 758. Первым пароходом нового типа был "Комсомолец Бурятии".

Буксир ОТА-900
Буксир ОТА-900

Буксиры ОТА-900 выпускались до 1981 года параллельно с ОТ-800 и нефтерудовозами до 1987 года, а всего ОТА-900 выпущено с 1976 до 1987 года в количестве почти 45 судов.

С 1981 года начали выпускать спасательные суда типа Чибис проект 14100, которые до 1991 года были построены в количестве более 105 катеров.

Спасательное судно типа Чибис проект 14100
Спасательное судно типа Чибис проект 14100

Суда такого типа были востребованы спасательными службами, а также органами внутренних дел и других силовых структур. С 1981 года начался выпуск и барж-площадок типа 942 (всех модификаций), проект 942М грузоподъемностью 1000 тонн. Таких барж было выпущено за три года (1981-83) всего четыре изделия.

Баржа-площадка типа 942М, ВД-1256-П
Баржа-площадка типа 942М, ВД-1256-П

В 1984 году был построен речной мелкосидящий одновинтовой толкач с кормовым расположением блока машинного отделения, с жилым трюмом, надстройкой и рулевой рубкой, расположенными в носовом блоке, соединенном с кормовым с помощью виброизоляторов. Предназначен для толкания и буксировки несамоходных сухогрузных и нефтеналивных судов грузоподъемностью до 1300 т, а также буксировки плотов. В 1985 и 1986 годах были построены две баржи-площадки (первая К-2454) типа 183 проекта 183ВМ грузоподъемностью 200 тонн.

В 1986 году был спущен на воду морской буксир МБ-1201 типа МБ проекта 07521, проектное и строительное название судна "ОТ-1101", до мая 2005 года работал в Персидском заливе под названием "Ghait" (Furati), предназначенный для вождения составов из сухогрузных и наливных барж. Буксир мощностью 883 кВт, транспортный двухвинтовой, дизельный с баком и средним расположением машинного отделения. Всего до 2006 года было выпущено около 35 буксиров типа МБ, которые трудились на крупных реках и прибрежных морях СССР.

Буксир МБ-1205 типа МБ проекта 07521
Буксир МБ-1205 типа МБ проекта 07521

В конце 1980-х и начале 1990-х годов завод освоил производство катеров типа ПСК проекта 14081. В 1989 году два серийных катера этого проекта были направлены в Тихоокеанский регион на Курильские острова, где они подтвердили возможность их эксплуатации в морских районах при состоянии поверхности моря до трех баллов. С 1990 года завод приступил к серийному выпуску патрульного катера типа ПСК проекта 14081, 14081М "Сайгак" и его гражданской модификации проекта 14084 служебно-разъездного катера "Муфлон". Это скоростные суда на воздушной каверне с водометным движителем. Катер предназначен для несения патрульной службы на реках, озерах и в прибрежных зонах морей при волнении до трех баллов включительно. Всего было построено порядка 40 катеров типа ПСК, при этом патрульные катера имели номерные наименования ПСК, а для Таможенной службы выпускались с номерными наименованиями ТС.

Катер ТС-508, проект 14081М, «Сайгак»
Катер ТС-508, проект 14081М, «Сайгак»

С развалом СССР стала уменьшаться роль речного транспорта в экономике, сократилось количество заказов на постройку судов. В 1991 году завод достраивал спущенный на воду на заводе "Нижнегородский теплоход" Плавкран-589 - полноповоротный грузоподъёмный дизель-электрический несамоходный плавучий кран грузоподъемностью 16 тонн типа КПЛ-16-30, проект 81050. В 1993 году достраивался также завода "Нижегородский теплоход" К-3201 - полноповоротный грейферный грузоподъёмный дизель-электрический несамоходный плавучий кран грузоподъемностью 16 тонн типа КПЛ-5-30, проекта 81040924. В 1997 году была построена одна баржа-площадка К-2583 проекта 81216 для Газпрома грузоподъемностью 500-550 тонн с грузовым бункером для перевозки минерально-строительных материалов, угля, леса, контейнеров грузоподъемностью до 5 т, а также гусеничной техники с удельной нагрузкой не более 10 т/м² и колесной техники. В 2005 году две несамоходные нефтеналивные баржи БН-Т-01 и БН-Т-02 проекта 0110038 грузоподъемностью 5117 м³ с двенадцатью грузовыми танками, двойным дном и двойными бортами. Назначение судна: перевозка нефтепродуктов с вязкостью до 400 сСт при температуре 50ºС с температурой вспышки паров выше 60ºС из класса III и класса IV.

Нефтеналивная баржа БН-Т-02 проекта 0110038
Нефтеналивная баржа БН-Т-02 проекта 0110038

В 2009 и 2013 годах были построены два больших сухогрузных суда, имеющих три трюма с люковыми закрытиями, с двойными бортами и двойным дном, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Предназначены для перевозки генеральных, навалочных и насыпных грузов, в том числе зерна, угля, руды, леса (бревен в трюмах, пакетов пиломатериалов на люковых закрытиях (ЛЗ) и в трюмах), пакетированных грузов, контейнеров международного стандарта длиной 20 и 40 футов. Характеристики и возможности судна проекта 17605, разработанного коллективом украинского ОАО "Черноморсудопроект" уникальны. Оно относится к типу "река-море", способно трудиться круглогодично, имеет неограниченный район плавания, а запасы топлива позволят одолевать расстояния до шести тысяч миль со скоростью 11,3 узла. Два 1140-киловаттных двигателя, напрямую соединённые с винторулевыми колонками, работают на тяжелом мазуте, а не на солярке, что обеспечивает снижение затрат на грузоперевозки до 20 процентов.

Сухогруз Соликамский 6801, проект 17605
Сухогруз Соликамский 6801, проект 17605

Строительство осуществлялось по заказу компании "Сильвинит" (Пермь) для перевозки калия из Соликамска в Европу. Первоначально планировалось построить 4-6 судов, но в итоге построено было только два судна. Причина в том, что перевозки грузов водным транспортом компания-заказчик признала неэффективным. В итоге, оба судна были проданы новому владельцу.

В 2018 году был заказ от частных лиц на постройку двух моторных катеров проекта 10496 "Надежда", первый под номером Р 67-73 ПМ, а второй модернизированный проект 10496-3М под названием Герда. Моторный катер проекта 10496 и 10496-3М предназначены для служебно-разъездных и туристических целей. Катер имеет ходовую рубку, носовой и кормовой кубрики, салон, машинное отделение, форпик и ахтерпик. Район плавания "Р" и "О" с ограничением по высоте волны до 1,6 м.

Катер Герда, проект 10496-3М
Катер Герда, проект 10496-3М

Хочешь узнать историю Пермской судоверфи или интересно какие суда можно увидеть в Перми?

Подписывайся на канал и переходи по ссылкам ниже!

На Пермской судоверфи состоялась закладка инновационных причалов для электросудов
Пермская судоверфь8 июня 2022
Почему именно в Перми строили Речные танки в военное время? (1941-1947)
Пермская судоверфь16 мая 2022
Какие суда будут ремонтировать в 2022 г. на Пермской судоверфи?
Пермская судоверфь1 июня 2022