Найти в Дзене
ZEN One Originals

13 игр про средневековье (не фентези)

Оглавление

Сегодня в массовой культуре средневековье имеет довольно большой спрос, но так получилось, что кинематографистами и игроделами более востребованы фэнтезийные сюжеты, с магией, алхимией и мистикой. Всё реже и реже показывают реалистичные сюжеты, позволяющие перенестись в то время с хотя бы относительной достоверностью. В этой серии постов будут собраны такие игры и фильмы.

Погрузимся же в атмосферу рыцарей и замков!

Также вы можете ознакомиться с подборками фильмов по теме:

10 фильмов про средневековье (не фентезийное)
ModernHorror14 июня 2022

Mount & Blade

  • 2008. Action-RPG
  • Разработчик - TaleWords (Турция)
  • Издатель - Paradox Interactive
Суровый хегрит готов вести свою армию против врагов ханства
Суровый хегрит готов вести свою армию против врагов ханства

Эта игра в своё время стала известна как раз в основном за счёт сеттинга - вымышленный мир, собирающий в себе основные черты средневековой Европы середины XIII века (1257 год), но не имеющий магии и орков с эльфами. Главный герой, попадая в него, не имел никаких сюжетных ограничений и тропинок. Начиная с самого дна, нищим оборванцем с палкой и камнями вместо оружия, игрок мог вести его как по пути благородного рыцаря, так и тропой бандита. Или охотника за головами, а можно и торговцем. А ещё есть придворные интриги со свержениями королей и гражданскими войнами. В конце концов, если проявить упорность и терпение, можно сесть на трон своего собственного королевства, раздать землю верным союзникам и объединить Кальрадию под единым флагом.

Благодаря разнообразию фракций, можно закосплеить золотую орду, встав на сторону Хегритов; или устроить Крестовые Походы, отправившись резать сарацинов саринидов в пустынях востока. Присутствуют ещё викинги, а есть и местная версия славян - вегиры, или немцы с французами - свады и родоки. У всех своя архитектура и набор юнитов, уникальный и сбалансированный.

Красивый скриншот из мода про войну в Испании
Красивый скриншот из мода про войну в Испании

Нельзя отдельно не отметить несколько модов и дополнений:

Viking Conquest - официальное дополнение, переносящее действие в Британию тёмных веков, когда Римская империя умерла, а христианство ещё не вернулось. Местное население ушло в язычество и вернулось почти к первобытному образу жизни, утонуло в междоусобицах, а из Скандинавии приплыли викинги. И вот в таких условиях игроку предстоит добиваться славы и места в истории.

Особенностью этого мода является наличие полноценной сюжетной компании и высокая сложность. И морские сражения.

Anno Domini 1257 - Мод, переносящий действие из Кальрадии в исторического вдохновителя - Европу середины XIII века. Карта стала действительно огромной, а разнообразие путей игры ещё больше. Например, стало возможно вступить в Тевтонский Орден, примкнуть к крестоносцам, или войти в состав армии самого Папы.

Mount & Blade 2: Bannerlord - сиквел, переносящий действие из высокого средневековья в тёмные века Кальрадии, после распада Кальрадийской империи на западную и восточную, и несколько независимых стран. Появилось множество новых механик, вроде деления городов на районы; городскую преступность; систему детей и наследников; расширенную систему осад замков. Хотя в основе своей суть осталась старой.

Life is Feudal (Серия)

  • 2015 - 2018. MMORPG
  • Разработчики - Bitbox Ltd. (Россия)
  • Издатель - Xsolla Inc. и Bitbox Ltd.
-4

Серия видеоигр, действие которых происходит на вымышленном материке Абелле, в тёмные века, после распада Вульпийской империи, многие века доминировавшей в этом мире. Теперь жизнь здесь стала как никогда сложной и игроку предстоит буквально выживать. В отличии от игры выше, здесь возможности карьеры не ограничиваются войнами и грабежами. Можно заняться ремеслом, построить небольшой дом или ферму и выращивать там еду. Хотя можно и здесь заниматься смертоубийством, благо боевая система похожа на M&B.

-5

Серия состоит из двух основных игр - Your Own и MMO. На сегодняшний день актуальной считается вторая, так как в ней нет ничего, чего не было бы в первой, зато есть углубленная система кланов, гильдий, войн и классов, а также увеличенное число игроков на сервере (в первой части оно ограничивалось 64). Игроки, собравшись вместе, могут дорасти даже до полноценного государства, каждый гражданин которого будет живым человеком. Государство с личной армией и ремесленными гильдиями.

В 2016 году серия получила спин-офф Forest Village, где управлять предстоит уже целой деревней, причём в том же мире и тоже онлайн. Журналистами она считается усложнённой версией Banished.

Medieval II: Total War

  • 2006. 4X-Стратегия
  • Разработчики - Creative Assemble (Британия)
  • Издатель - Sega
Крестоносец на фоне Иерусалима. Суровый
Крестоносец на фоне Иерусалима. Суровый

Культовая, особенно на постсоветском пространстве, историческая стратегия, посвященная периоду от начала высокого средневековья (XI век) до самого начала нового времени (XVI век). Играть придется правителем одной из стран. Именно правителем, так как члены правящей династии рождаются, живут и умирают, как и обычные люди (обычные, 200-летние люди).

Механика игры построена на том, что она воссоздаёт основные события эпохи, но даёт игроку возможность влиять на ход истории. То есть, даже если игрок будет её переписывать (например, объединить всю Европу под флагом великой Римской Империи Германской Нации), ему всё равно придется столкнуться с нашествием Монголов и Темуридов, с крестовыми походами и бубонной чумой. Знающий историю игрок будет готов к этому (хотя бы морально), а вот не ознакомленный с основными событиями средневековья получит ОЧЕНЬ много головной боли даже на лёгком уровне.

Наверное нет особой нужды рассказывать о игровом процессе серии, но всё же. Здесь надо управлять страной, заключать династические браки, строить здания, связи с церковью и искать любви населения. В противном случае можно стать объектом крестового похода или обнаружить массовый бунт в стране. А ещё в этой части можно жечь ведьм на кострах.

На поле битвы имеется эталонный по сей день тактический боевой режим, где армия из тысяч юнитов режет злобного врага. Даже по сегодняшним меркам масштабно, красиво и атмосферно. Даже пафосную речь перед битвой написали и озвучили.

Проработка внешнего вида рыцарей поражает до сих пор.
Проработка внешнего вида рыцарей поражает до сих пор.

В серии есть ещё несколько игр в средневековом сеттинге:

Medieval: Total War - Предшественник этой игры. В целом отличается только более примитивным техническим исполнением.

Total War Saga: Thrones of Britania - Снова тёмные века и снова Британские острова.

Total War Battles: Kingdom - Более компактная версия Medieval, с акцентом на городах и развитии страны.

Chivalry (серия)

  • 2007 - 2012
  • Разработчик - Torn Banner Studios (Канада)
  • Издатель - Torn Banner Studios
Типичная рутина местных героев
Типичная рутина местных героев

Серия игр, начавшаяся с мода для Counter-Strike. Каждую часть как раз можно описать как: "Counter-Strike: Medieval".

Графика не потрясает, но создаёт очень приятную атмосферу.
Графика не потрясает, но создаёт очень приятную атмосферу.

Сеттингом для серии служит гражданская война в вымышленном королевстве Агата, где ведут борьбу рыцарские ордены Агаты и Мейсона.

В отличии от CS, в Chivalry присутствует вполне логичное деление на классы. Всего их четыре - один вид лучника и три вида пехоты (разведчик, танк и середнячок). Набор карт разнообразен и цели на них отличаются - от захвата точек до осады замка. Используется динамическая система сюжета, при которой победа одной из сторон влияет на обстановку в следующей карте.

Ну и ещё стоит отметить прокачку - используя один класс оружия, вы будете открывать новые его образцы. Ещё одно отличие от вдохновителя Valve, где оно покупалось за деньги.

Kingdom Come: Deliverance

  • 2018. RPG
  • Разработчик - Warhorse Studios (Чехия)
  • Издатель - Deep Silver
Кадр из трейлера отображает настроение средневековья: красиво и страшно.
Кадр из трейлера отображает настроение средневековья: красиво и страшно.

RPG в историческом сеттинге средневековой Богемии и Священной Римской Империи. Главный герой, Инджрих, обычный деревенский колхозник, неожиданно для себя попадает в центр игр престолов между детьми Карла IV. Так игроку предстоит подняться с самых низов феодальной Европы до аристократии.

Самые красивые деревеньки в игровой индустрии.
Самые красивые деревеньки в игровой индустрии.

Сделать это вообще ни разу не просто, так как главный герой в начале не умеет вообще ничего, даже читать. А вот есть и пить он умеет ещё как, из-за чего обычная RPG отчасти становится даже немного симулятором выживания.

Но, так или иначе, игроков она затягивает очень даже неслабо. Так как, кроме интересной боевой системы и проработанного социального элемента, здесь присутствует ещё и один из самых красивых (с точки зрения дизайна) открытых миров на сегодняшний день. Любую деревню можно смело ставить на заставку рабочего стола, даже несмотря на не самую технологичную графику.

The Guild (Серия)

  • 2002 - 2006. Симулятор жизни
  • Разработчик - 4HEAD Studios (Германия)
  • Издатель - JoWooD Productions
-12

В 2011 году вышла The Sims Medieval, многие посчитали её интересным экспериментом по созданию симулятора жизни в средневековье. Игроки думали, что это новая идея, забыв, что ещё в 2002 году немцы выпустили игру Europa 1400: The Guild, где игрока отправляли жить в Европу эпохи возрождения. А в 2006 году вышло продолжение - The Guild 2.

-13

Основа игры написана в названии - гильдии. Игрок, выбрав ремесло по душе, будет целится попасть в одну из городских гильдий. Для этого он должен учиться и развиваться, попутно добывая еду, ухаживая за домом и вообще ведя социальную жизнь.

Присутствует динамическая система экономики, при которой на цены товара влияет множество факторов, таких, как спрос, конкуренция, количество его на рынке и т.д.

Кроме торговой доступна политическая и преступная карьера. Во второй части даже появилась боевая система.

Ещё стоит помнить, что управлять здесь придется династией, а не одним персонажем. Каждый её член живёт и умирает, а на его место приходят новые. Они должны учиться, обзаводиться своими семьями, ну и, конечно, наследовать семейное дело. При плохой игре династия, вместе с делом, может загнуться.

Crusader Kings (Серия)

  • 2004 - 2012. 4Х-Стратегия
  • Разработчик - Paradox Interactive (Германия)
  • Издатель - Paradox Interactive
-14

Игры от Paradox можно считать полноценным жанром. В центре события всегда стоит определённая эпоха и на игрока вываливают сразу миллиард механик, даже не пытаясь объяснить что с ними делать. И, несмотря на это, игрокам это дико нравится, из-за чего отдельные их игры становятся культовыми и народными, а хардкорность возводят в главный плюс. Одной из таких и стала Crusader Kings с акцентом на феодальном строе тогдашнего общества.

Если вам кажется, что интерфейс перенасыщен, то вам не кажется. Но оно того стоит.
Если вам кажется, что интерфейс перенасыщен, то вам не кажется. Но оно того стоит.

А значит это то, что ваша страна представляет собой не условную Францию или Россию, а набор династий со своими интересами, взглядами и отношениями друг с другом. Приходится балансировать между ублажением каждой из них, чтобы они не нашли соседнего короля более приятным, чем вас. Соответственно и армия становится не просто кучкой подконтрольных юнитов, а собственностью вашего вассала или ордена.

Всё это, естественно, благодатная почва для придворных интриг, государственных и гражданских войн, щедро удобряемая наёмными убийствами, инцестами и прочими хобби европейской аристократии того времени.

Если вам не жалко потратить чуть-чуть свободного времени (хотя как чуть-чуть, на самом деле много), то игра специально для вас. Она позволяет очень хорошо ощутить, как один человек может изменить всю историю. Куда лучше, чем Total War, или Civilization.

Knights of Honor

  • 2004. RTS
  • Разработчик - Black Sea Studios (Болгария)
  • Издатель - Sunflowers Interactive
-16

Масштабная историческая стратегия во всё той же средневековой Европе, во многом схожая с Total War, но имеющая достаточно самобытности, чтобы не считаться её клоном. В своё время даже была конкурентом серии и до сих пор имеет мощное фанатское сообщество.

-17

Главной особенностью игры является жанр - RTS. Не только на боевой карте, но и на глобальной. Никаких больше ходов, всё в реальном времени. При этом, развитие городов, династии и политика остаются на месте. Успевайте всё это.

Есть важный ресурс - религия. Всего их 4 - ислам, католицизм, православие и язычество. По ходу игры можно менять официальную религию страны. Официальная религия представлена набожностью - чем её значение выше, тем больше населения провинций и покорённых территорий обратятся в неё. Ну и естественно нельзя забывать про Ватикан, контролирующий весь католический мир и способный объявить крестовый поход против неверных стран.

Ещё один ресурс - образование, оно тратится на обучение придворных.

Сами придворные, это важные персонажи, некоторых из них мы уже видели в Total War (священник, шпион, торговец), но есть и уникальные, такие как зодчие или мажордомы. Все они являются рыцарями и имеют титулы. Так, если их захватят в плен враги, то они не побегут рубить им головы, а будут требовать выкупа или выполнения условий. Аристократия, как-никак.

Ну и ещё одна важная особенность - количество стран. В отличие от дюжины государств в Total War, здесь их количество переваливает за сотню. Они возникают и исчезают как и было на самом деле. Это тоже зависит от вас.

Grand Ages: Medieval

  • 2015. Градостроительный симулятор/4X Стратегия
  • Разработчик - Gaming Mind Studios (Германия)
  • Издатель - Kalypso Media
-18

Интересный эксперимент компании Kalypso Media, известной своим подходом к созданию оригинальных концептов для стратегий (Tropico, Omerto, Urban Empire). Это смесь Civilization, Anno и Total War, дающая игроку возможность построить свою империю, основывая города, воюя и налаживая торговлю.

В основном это и есть описание игры. У вас есть огромная карта, где вы создаёте города и строите в них здания. Всё держится на торговле, в том числе и армия. Не будет денег в казне, вы проиграете. Соответственно и выигрывает тот, кто располагает этими самыми деньгами.

-19

Присутствует и сюжетная линия, посвященная интригам в Константинополе. Главный герой неожиданно становится главой аристократического рода и теперь вынужден взять бразды правления своими феодами.

Тон игры, что в компании, что в свободной игре, очень неторопливый. Игроку понадобится терпение, чтобы развить города до достаточного уровня и добиться успехов в войне или торговле. Не ждите от неё великих битв и веселья, когда каждые пять минут происходят скриптовые события. Это реалистичный симулятор управления поселениям и рынком, кстати, построенном на динамической системе спроса и предложения, когда на стоимость продуктов влияет конкуренция, количество его на рынке и т.д.

Stronghold (Серия)

  • 2001-2014. RTS
  • Разработчики - Firefly Studios (Великобритания)
  • Издательство - 2K Games
-20

Ещё одна серия игр, получившая особенную любовь и культовый статус на постсоветском пространстве, хотя и на Западе её любят, что подтверждает очень успешный путь длинной в 11 лет. Это стратегия в реальном времени, переносящая нас в Англию XI века. На сей раз в управление достается не город, а замок с прилегающими поселениями. Основная цель любой части - защитить своих крестьян и обеспечить их всем необходимым. А защищать придется как от других рыцарей, так и от разбойников.

Военная составляющая, как и в игре выше, отведена здесь на второй план, но и она присутствует. На ней даже завязана сюжетная компания, рассказывающая о вспышке анархии в Англии после захвата короля врагами. Главный герой берется навести порядок в стране, но против него выступают несколько влиятельных аристократов, с которыми и придется воевать.

-21

Самой успешной частью до сих пор считается первая. Возможно из-за простоты исполнения, когда нет ничего лишнего и всё предельно понятно, а возможно из-за мементичности. Один только советник чего стоит, милорд. Ну и, возможно, из-за дополнения Crusaders, отправляющего игрока на Святую Землю в самый разгар Крестовых Походов. Это дополнение в 2014 году получило самостоятельный сиквел Stronghold Crusaders 2. Сама игра имеет два сиквела, ответвление Stronghold Legends, основанное на мифах и легендах средневековой Англии; онлайн-игру Stronghold Kingdoms. Последняя вышла даже на смартфонах.

Anno 1404

  • 2009. Экономическая стратегия
  • Разработчик - Related Designs (Германия)
  • Издательство - Ubisoft
-22

Флагман немецкой школы стратегий, наряду с The Settlers. Серия Anno, это градостроительный симулятор, построенный на торговле и развитии общества. Главный герой, это губернатор европейской колонии, получивший во владение некое количество денег, людей и припасов. Начав с маленькой деревни вам предстоит развить свою территорию до могущественного на рынке игрока, с мощным флотом, сильной экономикой и красивыми городами с аристократией и патрициями. А конкретно в 1404 необходимо создать ещё и восточное поселение для получения уникальных товаров.

-23

Основной геймплей строится на выполнении производственных цепочек. Чтобы в городе появился следующий социальный слой, необходимы товары, а для их выращивания необходимы предприятия, причём даже предприятия работают в цепочке. Например: для пошива одежды нужна ткацкая мастерская, но для неё нужна ткань, которую изготавливают в другой мастерской, а для изготовления ткани нужны плантации конопли. Ну и в таком духе. Так будет осваиваться остров за островом, строиться торговые отношения и расти экономика. Война отодвинута в самый тёмный угол, а атмосфера мирная и идиллическая, благодаря чему время она жрёт просто в промышленных масштабах.

Age of Empires II: The Age of Kings

  • 1999. RTS
  • Разработчик - Ensemble Studios (США)
  • Издатель - Microsoft
-24

Серия Age of Empires в своё время стала родоначальником целого поджанра AoE-шных стратегий (Rise of Nations, Empire Earth, Казаки). Особенностью этой школы стала "эпохальная" сущность игрового процесса, когда обычный, вроде бы, город проходит через целые исторические вехи. Так, в первой части игрок развивал поселение пещерных дикарей до античной сверхдержавы, а теперь античность кончилась и началась эпоха замков и рыцарей. Именно с распада Римской Империи вплоть до Эпохи Возрождения и придется управлять нацией, хоть и представленной в виде пары небольших поселений (RTS, всё таки).

-25

Вместе с дополнениями стратегия содержит 31 нацию, в их числе есть как привычные сарацины или британцы, так и экзотические бирминцы и гунны. Славяне тоже появились в обновлениях. Также присутствуют компании за известных персонажей, вроде Жанны Д'Арк или Чингисхана. В магазине сейчас доступна HD версия, прекрасно работающая на современных машинах и содержащая новый контент.

The Patrician (Серия)

  • 1992 - 2010. Экономический симулятор
  • Разработчики - Ascaron, Gaming Minds Studios (Германия)
  • Издатель - Kalypso Media
-26

Симулятор средневекового бизнесмена, чем-то напоминающий Tycoon City: New-York. Главный герой начинает свою карьеру с мелкого предприятия в Европе. Торгуя и наращивая влияние, ему предстоит покорять всё новые и новые вершины раннего капитализма, открывая новые организации в разных городах.

-27

Где деньги, там и конкуренция. А где крупные деньги, там ещё и политика. Даже не сомневайтесь, на пути из нищебродов в патриции вы с ней столкнётесь и даже сами попробуете на вкус, смещая со своих постов знатных людей города и садясь на их место. Можно даже и город себе в управление получить.

Ну и как можно построить честный капитализм без подстав и смертей? К вашим услугам пираты и прочие неприятные господа, с которыми вам придется воевать (и самим в их шкуре побывать).

В русском переводе игра так же известна под названием Негоциант 4.

Если вам понравилась статья, можете ознакомиться с другими подборками:

Античность в видеоиграх
ZEN One Originals1 июля 2022
Викторианская эпоха в игровой индустрии⁠⁠
ZEN One Originals20 июня 2022
10 фильмов про средневековье (не фентезийное)
ZEN One Originals14 июня 2022

#подборкаигр #подборка #средневековье #средниевека #mountandblade #totalwar #stronghold #crusaderkings #crusaderkings2 #crusaderkings3