Найти тему

Космические сражения…

Ничего не понятно, но очень интересно...
Ничего не понятно, но очень интересно...

Давайте поговорим о том, чего, на мой скромный взгляд, в принципе, должно быть немало в космической опере – правильно, о космических сражениях, о полётах в космосе и тому подобных вещах. Я снова не претендую на роль истины в последней инстанции, уверен, что есть немало интересных книг про космос, которые я не читал. Но, я не будут и писать о том, где космос есть, но описан, лишь, как фон. Например, несмотря на то, что мне понравилась трилогия «Люди как боги» Снегова, подробно я на ней останавливаться не буду – там этому делу отводится не так много времени, как, например, в некоторых других Вселенных. И, конечно же, я хочу сказать этой статьёй только то, что именно в таких вещах техническая «подкованность» автора очень и очень важна. Например, герои тех же «Звёздных королей» Гамильтона могли палить друг в друга из «протонных пистолетов», но вот в том, что касается космоса… В общем, не особо. Хотя, некоторые сцены «Звёздного волка» мне очень даже понравились… Но говорить я всё же предпочту о более современных вещах…

Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Василий, Савелий Солопов, Сергей Ряховский, Вадим Юрков, Виктор Айрон и Артём Васильев. Огромное им за это спасибо!

Поддержать автора.

Вот такая у меня есть...
Вот такая у меня есть...

Итак, так получилось, что первой книгой по «Звёздным войнам», что я прочитал, стал «Разбойный эскадрон» Майкла Стекпола. Уверен, что здесь есть люди, которые читали его книги, не так ли? И, наверное, они со мной согласятся в том, что вообще-то, космическая часть в его романах описана, как минимум, неплохо. Собственно, я скажу так про этот роман. Очень давно, у бабушки я нашёл роман про Великую Отечественную, «Суровый воздух». Про лётчиков, что летали на Ил-2. Книга, кстати, сильная, я даже про неё в школе писал сочинение (да, давно это было, и эффект от него тоже был знатный…). Так вот, читая «Разбойный эскадрон», у меня было такое сильное ощущение, что по духу эти книги очень близки. Стекпол так смог описать жизнь этой эскадрильи, что эти люди (и нелюди, конечно), получились очень живыми. Что же касается «космоса», полётов и сражений – то именно книги Стекпола, да ещё Аарона Оллстона, чей стиль был несколько похож на стиль Стекпола, являются, наверное, самыми лучшими – именно по этой части. Когда герои «крутят пилотаж», идут в атаку, или делают что-то ещё, на своих «крестокрылах» – ты в это веришь. У тебя не возникает такого «Не верю» от той или иной сцены. Был там один эпизод, когда машина Коррана Хорна потеряла управление, и у него ручка управления металась чуть ли не по всему кокпиту – так я потом, с большим удивлением узнал, что на настоящих современных истребителях, несмотря на ЭДСУ (электродистанционную систему управления), есть самая что ни на есть настоящая обратная связь! То есть, лётчик чувствует, как набегающий поток может мешать отклоняться, например, рулям высоты или направления! «Ну и что?», – спросит кто-то. – «Там же был космос! Какие-такие рули высоты!». Верно. Но, по книге, на истребителе Хорна самопроизвольно запускались маневровые двигатели. Именно это и заставляло «ручку» колебаться. В конце концов, не думаете же вы, что движения ручки при полётах в космосе, отклоняли рули? Вот в работу маневровых двигателей я поверю больше…

Космос, корабли, девушка...
Космос, корабли, девушка...

Далее, можно вспомнить Вселенную Хонор Харрнгтон. И, несмотря на то, что автор (Дэвид Вебер) не особо хорошо может, например, в интригу (ох, есть одна сцена в «Поле бесчестья», которую если переписать, вышло бы просто в разы лучше!), но вот, что касается космоса и сражений – тут просто вне конкуренции. Нет, на самом деле, автор смог придумать технологию (я про «импеллерную тягу») и, используя её в качестве такого «гвоздя», на который и «вешается» весь сюжет, «отталкивался» от неё. И получилось, знаете ли, довольно интересно и реалистично. Реалистично, в первую очередь в техническом смысле. То есть, когда они по сюжету, обнаруживают противника на дистанциях до миллиона километров и начинают вести огонь – в это веришь. Автор так хорошо описывает работу тех или иных систем, то, как работают, например, лазерные боеголовки, или разного рода системы РЭБ и РЭП – что чтение этих сцен само по себе доставляет очень сильное удовольствие. Что же касается всего остального, то тут как раз получается… не очень. Например, по сюжету, корабли несут на себе «Королевскую морскую пехоту». Сиречь, «десантуру». И «десантура» эта, согласно заветам Роберта Хайнлайна, конечно же, носит скафандры. Боевые скафандры, если быть точным. Но вот, как правило, они почти не описаны, и сцен «от лица десантников», и описаний их «работы», увы, очень и очень мало. На самом деле – почти нет. То есть, они есть, они что-то делают, но вот как они это делают, автор особо не пишет. В одном из эпизодов, десантники, в скафандрах, страдали от холода и метели. А ещё им пришлось драться врукопашную. С людьми без скафандров, да… После «Звёздного десанта» мне хотелось смеяться…

Книги про него интересные...
Книги про него интересные...

Нельзя не отметить отечественную серию книг дуэта «Александр Зорич» и Клима Александровича Жукова «Завтра война» и «Пилот». И если в трилогии «Завтра война» полёты и бои в космосе, конечно, есть, то вот Клим Жуков просто вывел это всё просто на новый уровень. Например, главный герой «Завтра войны», Саша Пушкин, конечно, лётчик-истребитель. Но вот сюжета о том, как он отважно летает, как ведёт воздушный и космический бой – не так уж и много. Да, всё это есть, это интересно и читабельно, но… не то. «Завтра война» вообще про другое. Про самого Сашу Пушкина, про его непростую жизнь, про то, как он, волею судеб оказался в самом центре всего этого дела, и так далее. Интересно, да. Но – не то. А вот серия «Пилот» от Клима Жукова… Вот там полётов столько, что, цитирую героя одного художественного фильма, можно забыть обо всём на свете. Главный герой, Андрей Румянцев, как и Саша Пушкин, такой же курсант военной Академии. Только вот, ему, скажем так, «товарищи из «конторы»», устроили «подставу», в результате которой Андрей «покинул» стены Академии, узнал на собственной шкуре, что такое работать на «частую лавочку», побывал у пиратов и сам, своими руками, спас немало людей, в том числе и свою будущую жену. И всё, что касается полётов, сражений и прочего, описано очень хорошо и достоверно. Например, помимо полётов в исполнении Румянцева, было немало и других интересных сцен. Например, эпизод с башней линкора – читается очень и очень сильно. Кто не читал эту серию – искренне советую…

Но, что это мы всё о хорошем, да о хорошем? Да, я понимаю, что читать хорошие, интересные и логичные книги про космос приятно и интересно. И, конечно же, всем нам приятнее вспоминать именно такие, хорошие, логичные и интересные вещи. К сожалению, в фантастике есть не только такие вещи…

Слов нет...
Слов нет...

Я как-то писал о приквелах «Дюны», что писал сын Фрэнка Герберта и «некий» Кевин Андерсон, известный по «Академии джедаев» в «Расширенной Вселенной Звёздных Войн». Так вот, что касается «космической части» этих книг (а «космоса» там немало!), то это… почти нечитаемо. Что атака сил машин на Салусу-Секундус (они хотели там всё уничтожить, поэтому не стали использовать самое эффективное оружие для этого – астероиды, а… сбросили десант. Целых несколько кимеков), что финальное сражение в конце книги. Авторы, такое ощущение, о космосе, знают очень и очень мало. Собственно, Андерсон и в «Звёздных войнах» про космос или почти не писал, или писал максимально коряво, а о том, чем известен сын Герберта, как писатель, я вообще не знаю. Но именно космическая часть в приквелах «Дюны»… это просто боль…

Ну ладно, в конце концов, «Дюна» – именно оригинальная «Дюна» была хороша и без космоса. Я, правда, только два романа оригинальной серии прочитал – и они на самом деле хороши. Но что, если я скажу, что в одной очень популярной фантастической Вселенной, которая считается «самой проработанной Вселенной в мире», с «космической частью» так плохо, что дальше просто некуда…

Вот так порой это и выглядит...
Вот так порой это и выглядит...

Да, я сейчас о Вселенной «Warhammer 40000». Дело в том, что авторы порой могут писать хорошо о том, что происходит на планетах. Да, порой в книгах есть интересные герои и персонажи, раскрытие характеров и тому подобные вещи. Редко – но есть. Но вот, как только они начинают писать про космос… это печально. Авторы плохо представляют себе, как летают корабли в космосе, они не понимают расстояний, на которых может вестись космическое сражение, не понимают про «скорость» и «ускорение», и порой даже не могут толком описать, за счёт чего эти «готические соборы» вообще могут как-то перемещаться по космосу. Не зря же один из их «топовых» авторов, Дэн Абнетт, написал в романе «Не ведая страха. Битва за Калт» о том, что, оказывается, «плазменный реактор», который, судя по описанию в других источниках – «горячий» термояд, можно топить, как на пароходе – открыть топку, подкинуть «дровишек»… Да, там у него на самом деле, были описаны полуголые кочегары, что работали в условиях адской жары… Хотя, Абнетт вообще, с техникой в сложных отношениях…

Вот такая она, космическая фантастика… Одни пишут хорошо, продуманно и интересно, а другие… «лишь бы написать»…

Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!