Найти тему
Чердак Умной Эльзы

"Пусть ребенка воспитает коллектив!"Две истории - придуманная и нет

Месяц назад опубликовала я статью "Отчего плакал 5А, или Принцип и помидоры". В общем-то, если кто не читал, речь там шла о коммунистическом воспитании школьников через общественное воздействие, о коллективной и личной ответственности.

Мнения склонялись к тому, что история, рассказанная в статье, в общем-то явно придуманная, ну неужели из-за пионера, свистнувшего мимоходом помидор, будет собираться целое собрание взрослых - причём отнюдь не педагогов!

Но идея о том, что не только семья, но и все окружающие люди должны участвовать в воспитании подрастающего поколения, была на тот момент востребована и многими принималась как единственно правильная.

Тут как раз попалась мне в букинистике книжка Алексея Мусатова "Дом на горе" 1954 года. Книжка эта не вошла в обойму любимых книг советской детворы, и поделом - несмотря на прописанные конфликты и вполне симпатичный язык повествования герои в книжке не герои, а "типичные образы". Правильные пионеры, ну идеально правильные колхозные дети (и на ферме они, и просо растят, и за успеваемость борются), взрослые тоже отштампованы, сразу видно, где истинный коммунист, а где заблуждающийся товарищ, которого коллектив выведет на верный путь. Не удивительно, что книжка была удостоена первой премии Министерства просвещения РСФСР...

Так вот, есть в книге дивная сцена родительского собрания.

Началась пора родительских собраний. Школьники всегда ждали их с трепетом. По почину Федора Семёновича собрания проводились не в школе, а по колхозам, где родители чувствовали себя свободнее. Учителя приходили в сельский клуб или правление и рассказывали родителям, как их дети учатся в школе, и, в свою очередь, просили взрослых поделиться тем, как ребята ведут себя дома, в семье и на улице.
Плакат "Хорошо иметь умелые руки. Люби труд!" Автор художник: Низовая С.М. 1954 Яндекс. Картинки
Плакат "Хорошо иметь умелые руки. Люби труд!" Автор художник: Низовая С.М. 1954 Яндекс. Картинки

В общем-то пока ничего необычного нет, кроме места проведения. Но это только начало. На самом деле на собрании колхозники на равных обсуждают личность каждого ученика.

- За школу Вите честь и хвала, - говорил Яков Ефимович, - Но коли парень по ученью один из первых, пусть это звание и дома бережёт и на улице. А то что ж получается, граждане: в классе он в одну одёжку рядится, а дома - в другую...

Это не просто колхозник выступает, а парторг. А отец Вити недоволен - чего это к ним в окна заглядывают, воспитание - дело семейное. Ну отец там по книжке ретроград и сына балует почём зря, зато мать, хоть женщина тихая, но в душе передовая, односельчанам рассказывает, что, значит, дома-то Витя всё швырком да броском, доброго слова не услышишь и помощи не дождёшься. Ведёрко, опять же, не починил. По хозяйству не помогает...

"Это не мое дело!", художник С. Низовая, 1956 год Яндекс. Картинки
"Это не мое дело!", художник С. Низовая, 1956 год Яндекс. Картинки

А колхозники её поддерживают: "Правильно, Денисовна, по шёрстке сына каждый погладить может, а вот против шёрстки - на это сила нужна".

И колхозники припоминают, как Витя обидел малышей, надерзил старшим, не уступил в клубе место деду.

И все, включая ребят, подслушивающих под окнами, прониклись к Анне Денисовне уважением. Молодец, принципиальная!

Я эту историю читала с некоторым раздражением - ну за уши натянутая ситуация, неужели же кто-то будет вот так, на собрании, прилюдно обсуждать собственного ребенка? Говорить об ошибках в воспитании, просить, чтоб строже требовали? И это даже не классное собрание, там тоже многое обсуждается, но - колхозное... И Витя, в конце концов, как и полагается, осознает, проникнется и исправится.

«Не растить барчуков!» автор плаката Станислав Забалуев, 1956. Яндекс.Картинки
«Не растить барчуков!» автор плаката Станислав Забалуев, 1956. Яндекс.Картинки

И вот в комментариях к статье "Отчего плакал 5А, или Принцип и помидоры" читательница Ника рассказывает ну очень похожую историю. Но не в пример печальнее. С её разрешения я эту историю приведу целиком:

Навеяло. Я была ребенком, что-то могла не так понять или запомнить, но кажется, общую канву одной такой истории могу изложить.
Было это в 90е. Умирал старик-сосед, местный художник и местная же знаменитость, во дворе по этому поводу был небольшой ажиотаж, больше связанный с городской властью и прочими "первыми" людьми нашего провинциального разлива того времени. А остальные соседи, глядючи на все это, обсуждали только приедет или нет дочь художника, и что-то в их разговорах было такое, что я пошла выяснять у родителей - а в чем история с дочерью.
Оказалось, что еще в 60-е годы у отца с дочерью произошли размолвки по поводу домашней уборки, чуть ли не мытья посуды.
Родительский авторитет не сработал и отец, доведенный, так сказать, до ручки, отправился в школу. И вроде как жена (мама девочки) его то ли поддержала, то ли не отговорила... Не знаю, пионеркой еще была дочь или уже комсомолкой, ну то есть, в какую из этих организаций обращался оскорбленный нерадением отец - не скажу, я во всем этом немного путаюсь. Но дочь художника была отличницей, активисткой и какой-то высокий пост во всей этой школьной иерархии имела, в общем, в пример ставили и на хорошем счету... Была.
Результатом отцовского похода стало какое-то большое школьное собрание, где разбирали поведение дочери дома, ее лень к домашней работе. Разобрали, осудили, лишили ее всех школьных постов, не взяли в какую-то поездку, велели дома помогать и тд. Тогда же неполное среднее было - 8 классов? Значит, она была в 7 м. И отца не простила. Все соседи знали, что дочь до конца 8-го класса не разговаривала с отцом. Об этом говорила мама девочки. Ну и отец занял такую же позицию, вроде они не замечали друг друга.
А потом дочь уехала, в какое-то училище поступила после 8 класса, общалась только с братом (тот жил с родителями и в то время о котором я говорю, до сих пор там живет, уже давно один). Ну, в общем, эту дочь больше никто не видел ни во дворе, ни в городке. Она не возвращалась. Но на похороны приехала, вопреки прогнозам соседей, но долго не задержалась, уехала в тот же день. Вот такое коллективное воспитание. Меня эта история тогда очень поразила. Я, ребенок уже другого времени, никак не могла понять: что это такое, почему... Не могла понять ни отца, ни дочь. Если честно, кажется, я и сейчас, вспомнив эту историю, не понимаю в ней никого, с какой стороны не посмотрю.

Похожи истории? Похожи. Только финал разный... Люди - настоящие, не придуманные, всё же существа хрупкие. Не все, но всегда есть риск сломать. И ломается, как правило, там, где тонко. Где уже есть напряжение.

Кто знает, история с девочкой - это для неё было предательство со стороны отца? Или публичное осуждение? (Представьте себя на её месте. Представили?) А может, девочка была амбициозной и не простила порушенной карьеры? Или же действительно любила свою школьную общественную нагрузку и её лишили любимого дела? А может, она почувствовала себя изгоем? А как чувствовал себя отец? Был убеждён в своей правоте? Или ему было стыдно за тот поднятый общественный шум, который в результате привёл к разрыву с дочерью?

Страшная история, если подумать.

Но мне кажется, она всё равно современная. Меняются исторические реалии, а семьи раскалываются. И виноватых не найдёшь...

Спасибо, что сегодня прочитали эту грустную историю. Доверия вам и взаимопонимания, а я остаюсь искренне ваша - Умная Эльза.

#воспитание #советскаяшкола #семьяидети #детскиекнигиссср