Месяц назад опубликовала я статью "Отчего плакал 5А, или Принцип и помидоры". В общем-то, если кто не читал, речь там шла о коммунистическом воспитании школьников через общественное воздействие, о коллективной и личной ответственности.
Мнения склонялись к тому, что история, рассказанная в статье, в общем-то явно придуманная, ну неужели из-за пионера, свистнувшего мимоходом помидор, будет собираться целое собрание взрослых - причём отнюдь не педагогов!
Но идея о том, что не только семья, но и все окружающие люди должны участвовать в воспитании подрастающего поколения, была на тот момент востребована и многими принималась как единственно правильная.
Тут как раз попалась мне в букинистике книжка Алексея Мусатова "Дом на горе" 1954 года. Книжка эта не вошла в обойму любимых книг советской детворы, и поделом - несмотря на прописанные конфликты и вполне симпатичный язык повествования герои в книжке не герои, а "типичные образы". Правильные пионеры, ну идеально правильные колхозные дети (и на ферме они, и просо растят, и за успеваемость борются), взрослые тоже отштампованы, сразу видно, где истинный коммунист, а где заблуждающийся товарищ, которого коллектив выведет на верный путь. Не удивительно, что книжка была удостоена первой премии Министерства просвещения РСФСР...
Так вот, есть в книге дивная сцена родительского собрания.
Началась пора родительских собраний. Школьники всегда ждали их с трепетом. По почину Федора Семёновича собрания проводились не в школе, а по колхозам, где родители чувствовали себя свободнее. Учителя приходили в сельский клуб или правление и рассказывали родителям, как их дети учатся в школе, и, в свою очередь, просили взрослых поделиться тем, как ребята ведут себя дома, в семье и на улице.
В общем-то пока ничего необычного нет, кроме места проведения. Но это только начало. На самом деле на собрании колхозники на равных обсуждают личность каждого ученика.
- За школу Вите честь и хвала, - говорил Яков Ефимович, - Но коли парень по ученью один из первых, пусть это звание и дома бережёт и на улице. А то что ж получается, граждане: в классе он в одну одёжку рядится, а дома - в другую...
Это не просто колхозник выступает, а парторг. А отец Вити недоволен - чего это к ним в окна заглядывают, воспитание - дело семейное. Ну отец там по книжке ретроград и сына балует почём зря, зато мать, хоть женщина тихая, но в душе передовая, односельчанам рассказывает, что, значит, дома-то Витя всё швырком да броском, доброго слова не услышишь и помощи не дождёшься. Ведёрко, опять же, не починил. По хозяйству не помогает...
А колхозники её поддерживают: "Правильно, Денисовна, по шёрстке сына каждый погладить может, а вот против шёрстки - на это сила нужна".
И колхозники припоминают, как Витя обидел малышей, надерзил старшим, не уступил в клубе место деду.
И все, включая ребят, подслушивающих под окнами, прониклись к Анне Денисовне уважением. Молодец, принципиальная!
Я эту историю читала с некоторым раздражением - ну за уши натянутая ситуация, неужели же кто-то будет вот так, на собрании, прилюдно обсуждать собственного ребенка? Говорить об ошибках в воспитании, просить, чтоб строже требовали? И это даже не классное собрание, там тоже многое обсуждается, но - колхозное... И Витя, в конце концов, как и полагается, осознает, проникнется и исправится.
И вот в комментариях к статье "Отчего плакал 5А, или Принцип и помидоры" читательница Ника рассказывает ну очень похожую историю. Но не в пример печальнее. С её разрешения я эту историю приведу целиком:
Навеяло. Я была ребенком, что-то могла не так понять или запомнить, но кажется, общую канву одной такой истории могу изложить.
Было это в 90е. Умирал старик-сосед, местный художник и местная же знаменитость, во дворе по этому поводу был небольшой ажиотаж, больше связанный с городской властью и прочими "первыми" людьми нашего провинциального разлива того времени. А остальные соседи, глядючи на все это, обсуждали только приедет или нет дочь художника, и что-то в их разговорах было такое, что я пошла выяснять у родителей - а в чем история с дочерью.
Оказалось, что еще в 60-е годы у отца с дочерью произошли размолвки по поводу домашней уборки, чуть ли не мытья посуды.
Родительский авторитет не сработал и отец, доведенный, так сказать, до ручки, отправился в школу. И вроде как жена (мама девочки) его то ли поддержала, то ли не отговорила... Не знаю, пионеркой еще была дочь или уже комсомолкой, ну то есть, в какую из этих организаций обращался оскорбленный нерадением отец - не скажу, я во всем этом немного путаюсь. Но дочь художника была отличницей, активисткой и какой-то высокий пост во всей этой школьной иерархии имела, в общем, в пример ставили и на хорошем счету... Была.
Результатом отцовского похода стало какое-то большое школьное собрание, где разбирали поведение дочери дома, ее лень к домашней работе. Разобрали, осудили, лишили ее всех школьных постов, не взяли в какую-то поездку, велели дома помогать и тд. Тогда же неполное среднее было - 8 классов? Значит, она была в 7 м. И отца не простила. Все соседи знали, что дочь до конца 8-го класса не разговаривала с отцом. Об этом говорила мама девочки. Ну и отец занял такую же позицию, вроде они не замечали друг друга.
А потом дочь уехала, в какое-то училище поступила после 8 класса, общалась только с братом (тот жил с родителями и в то время о котором я говорю, до сих пор там живет, уже давно один). Ну, в общем, эту дочь больше никто не видел ни во дворе, ни в городке. Она не возвращалась. Но на похороны приехала, вопреки прогнозам соседей, но долго не задержалась, уехала в тот же день. Вот такое коллективное воспитание. Меня эта история тогда очень поразила. Я, ребенок уже другого времени, никак не могла понять: что это такое, почему... Не могла понять ни отца, ни дочь. Если честно, кажется, я и сейчас, вспомнив эту историю, не понимаю в ней никого, с какой стороны не посмотрю.
Похожи истории? Похожи. Только финал разный... Люди - настоящие, не придуманные, всё же существа хрупкие. Не все, но всегда есть риск сломать. И ломается, как правило, там, где тонко. Где уже есть напряжение.
Кто знает, история с девочкой - это для неё было предательство со стороны отца? Или публичное осуждение? (Представьте себя на её месте. Представили?) А может, девочка была амбициозной и не простила порушенной карьеры? Или же действительно любила свою школьную общественную нагрузку и её лишили любимого дела? А может, она почувствовала себя изгоем? А как чувствовал себя отец? Был убеждён в своей правоте? Или ему было стыдно за тот поднятый общественный шум, который в результате привёл к разрыву с дочерью?
Страшная история, если подумать.
Но мне кажется, она всё равно современная. Меняются исторические реалии, а семьи раскалываются. И виноватых не найдёшь...
Спасибо, что сегодня прочитали эту грустную историю. Доверия вам и взаимопонимания, а я остаюсь искренне ваша - Умная Эльза.
#воспитание #советскаяшкола #семьяидети #детскиекнигиссср