Наверно все уже заметили упрощение ассортимента на полках в магазинах в сегменте крепкого алкоголя, а стало появляться все больше виски, рома, коньяков, бренди и джина российского производства. По данным статистики, в 2021 году в Россию было ввезено порядка 120 млн литров крепкого алкоголя, где, примерно, половины этого объема, это виски и значимые доля коньяка и бренди. Это все не удивительно, так как 10 крупнейших ретейлеров контролировали 50% продаж, куда входили и западные компании, поэтому с их уходом образовалась пробоина в ассортименте.
Как я уже писал, с нашего рынка ушли крупные международные бренды, которые поставляли крепкий алкоголь. Полностью ушли напитки из Великобритании и США, а это шотландские купажи и односолодовые виски, а также бурбон и джин, названия которых были у всех на слуху. Например, компания Brown-Forman (Jack Daniel's, Woodford Reserve), в связи с уходом, констатировала неденежный убыток в размере 52$ млн. из-за обесценения бренда водки Finlandia, а российский рынок был ключевым и продажи неуклонно росли на 5%-7%.
Основной объем виски занимал бюджетный сегмент, а доля, например, 12-летних односолодовых виски была небольшой. Пока выдержанный виски есть на складах в достаточном количестве и их, как считают специалисты (если не будет ажиотажа как с гречкой или сахаром), хватит примерно на год. Хотя наметилась интересная тенденция. По данным Минпромторга, в прошлом году продажи водки снизились на 1%, а вина увеличились на 10%. К виски это не имеет отношение, но интересно, а че так?
В такой ситуации выиграют те, кто быстро сможет заменить иностранную продукцию. С середины у нас с 2000-х появилось целое движение частных дистиллятов. Аламбиками обзавелась разношерстная публика – от фермеров до отставных генералов и крупных бизнесменов. Что, кстати, можно наблюдать на ежегодном празднике самогоноварения «Самогонный давос», собирающий в Пирогово профессиональных самогонщиков, гурманов и просто ценителей вкусных алкогольных напитков, а также на «Кубке малого шлема» или алкофестивале «Крепкий мир».
В России уже относительно давно выпускается свой виски, например James Barly Original grain whiskey (ООО «Центр пищевой индустрии – Ариант», г. Челябинск), Your Choice (АО «Татспиртпром», г. Казань), Scotch Terrier (ООО «ВКЗ «Альянс-1892», Калининградская область, г. Черняховск) и т.д. всего 15 предприятий. 33% виски производят в России из импортных дистиллятов (Шотландия, Ирландия) и 2% из российских. О качестве напитков речи нет, это другой вопрос. О судьбе этих поставок в дальнейшем мало известно. Но уже строятся заводы для производства виски, но на это надо еще минимум 4-5 лет, так что на это время говорить о замещении импорта российским виски не стоит.
Но есть и хорошие новости. Первая, это был подписан контракт о кросс-дистрибуции о поставке индийского виски в Россию, а он хорош, а туда нашей водки. Везти его не близко, увеличивается транспортное плечо, но и цена существенно ниже, чем у шотландского и по оценочным прогнозам, бутылка индийского вискаря может стоить в России около 500 рублей. А вторая, это если нет желания пробовать российский аналог виски, то всегда можно взять старый добрый армянский или грузинский коньяк. К сожалению, только 20% российского коньяка производится из нашего винограда, а чтобы заместить импортный коньячный спирт понадобится, по оценкам специалистов, порядка 10 лет, хотя, это плохая новость.
Но в итоге все перестроятся и все наладится. Французам не с руки терять 140 млн. рынок – в Европе его просто нет. Думаю, что коньяки вроде Hennessy и Martell все равно можно будет купить – они будут завозиться через транзитные страны, просто выясниться, что в Казахстане неожиданно полюбили французский коньяк. Раз так в 10 больше полюбили. Ну, как с белорусскими креветками – Вы же помните, да?