Телевизионный сериал «Телепузики» (в оригинале «Teletubbies») был придуман писателями, а по совместительству сотрудниками детской редакции BBC, Энн Вуд и Энди Дэвенпортом в далеком теперь уже 1997 году. Сериал был рассчитан исключительно на детскую аудиторию и рекомендовался к просмотру мальчикам и девочкам, возраст которых не превышал 4-5 лет.
Именно возрастом зрителей был продиктован и выбор главных героев. Ими стали яркие, разноцветные, лишь отчасти напоминающие человека плюшевые существа с именами Тинки-Винки, Дипси, Ля-ля и По, головы которых украшали антенны, а в животах были встроены телевизоры.
Премьерный показ «Телепузиков» состоялся на телеканале BBC 31 марта 1997 года, и практически сразу вызвал крайне неоднозначную реакцию у зрителей. Как вы понимаете, вместе с детьми, новое творение BBC посмотрели и их родители, у которых тут же возникли вопросики к создателям шоу.
Некоторые сочли сериал гениальным произведением телевизионного искусства, которое, к тому же, носило еще и образовательный характер. Другие же посчитали «Телепузиков» не просто уродливыми, а по-настоящему страшными и даже какими-то зловещими. Один из телезрителей в Германии даже сказал журналисту издания «The Independent», что «эти космонавты («Телепузики») будут только пугать наших детей».
С этим мнением сложно не согласиться, поскольку сериал и, правда, представлял собой достаточно странное зрелище. В эпизоде, длительностью 25 минут, Тинки-Винки, Дипси, Ля-ля и По медленно прогуливались по окрестностям вымышленной страны Телепузии, играли с огромными волшебными цветами, общались между собой на понятном лишь им языке, иногда спускались в свой домик, оборудованный по последнему слову техники, и веселились в компании антропоморфного пылесоса.
В остальное же время эти неоправданно восторженные существа ели розовый пузикрем, производимый специальной чудо-машиной, и на этом, пожалуй, все.
Тем не менее, этот «странный», по мнению многих взрослых зрителей, сериал приносил своим создателям баснословную прибыль. Только за первый сезон «Телепузики» заработали более 800 000 000 долларов, а песня «Teletubbies say “Eh-Oh”» в течение 32 недель возглавляла хит-парад синглов Великобритании! Вот тебе и детское шоу!
Однако, как мы помним, изначально сериал задумывался как образовательный контент, и очень многие зрители стали ловить себя на мысли, а несет ли этот странный сюжет хотя бы какую-то ценность? И в целом, должны ли дети 2-3 лет вообще смотреть телевизор? Не обошлось и без псевдонаучных высказываний и даже скандалов. Некоторые критики считали, что неестественно яркие пейзажи, говорящие цветы и солнце с лицом ребенка представляют собой идеальный опыт для детей, принимающих психоделики.
А несчастного Тинки-Винки и вовсе обвинили в пропаганде нетрадиционных отношений. Скажу больше: история с ориентацией Тинки-Винки стала в свое время настоящей медиасенсацией, которая задвинула на второй план эпопею с Моникой Левински (помните такую?) и ее платьем.
Как такое вообще возможно? Сейчас расскажу. В июле 1997 года профессор университета Сассекса Энди Медхерст отправил в редакцию популярного британского журнала «The Face» письмо, в котором изложил свои опасения по поводу того, что «Тинки-Винки является подозрительным образцом подражания для малышей». Казалось бы, написал и написал – сколько людей, столько и мнений.
Однако наблюдение профессора по какой-то причине не осталось без внимания, и уже через несколько дней издание «The Guardian» объявило фиолетового телепузика «гей-иконой, чье поведение отличается особенной вульгарностью».
А дальше события нарастали как снежный ком... В след за «The Guardian» другие британские СМИ превратили эту новость в настоящую сенсацию, и в течение последующих месяцев большинство телевизионных ток-шоу и радиопрограмм были посвящены исключительно обсуждению ориентации вымышленного персонажа!
А когда продюсеры сериала объявили об уходе актера, игравшего Тинки-Винки, Дэйва Томпсона, СМИ тут же развернули эту историю так, что якобы актер был уволен, потому что его игра была излишне манерной.
И если вы думаете, что вся эта шумиха хоть как-то навредила «Телепузикам», вы глубоко ошибаетесь. Здесь как раз сработал тот самый принцип, когда «черный пиар – тоже пиар». Шоу процветало: к концу первого сезона было продано десятки тысяч пижам с изображениями телепузиков, плюшевых игрушек, волшебных сумок, мячей и прочих атрибутов шоу, что принесло BBC просто огромные деньги.
Кроме того, известность «Телепузиков» шагнула далеко за пределы Великобритании. Собственно, в 2001 году сериал увидели и российские дети, хотя к этому моменту за приключениями плюшевых существ уже следили зрители более чем в 120 странах.
В 2001 году, когда слухи о бурной личной жизни Тинки-Винки слегка поутихли, но все еще не были забыты, общественность внезапно вспомнила о более важной проблеме – образовательной ценности сериала. Несмотря на то, что его создатели, Энн Вуд и Энди Дэвенпорт, имели педагогическое образование, и «Телепузики» стал их, пусть и весьма неоднозначной, но попыткой стимулировать детское воображение, эксперты в это поверили.
Более того, авторитетные психологи и психиатры высказали мнение, что нет абсолютно никаких подтверждений того, что сериал приносит детям хотя бы минимальную пользу. В результате под давлением общественности, а также специалистов в области психиатрии и образования, в 2001 году руководство BBC приняло решение закрыть «Телепузиков», хотя повторы некоторых эпизодов время от времени показывали еще до 2008 года.
Однако на этом история не закончилась. Узнав о закрытии шоу, внезапно активизировались польские политики: они вспомнили про многострадального Тинки-Винки и его ориентацию. Дискуссии на эту тему развернулись с новой силой, но на этот раз они носили вполне конкретный посыл – необходимо было научно доказать, что фиолетовый телепузик действительно был «голубым».
Расследование этого животрепещущего дела было поручено главе Агентства по правам детей Еве Совинской. По словам самой же Совинской, она «заметила, что Тинки-Винки ходит с женской сумочкой, но не поняла, что этот телепузик на самом деле мальчик; осознание того, что в этом есть скрытый гомосексуальный подтекст, пришло немного позже».
Я избавлю вас от различного рода подробностей этого расследования и перейду непосредственно к результату. Проведя ряд исследований, Совинска, вместе с лучшими детскими психологами Польши, пришли к выводу, что «Телепузики» и Тинки-Винки в частности никакого вреда детской психики не причиняют. «Телепузики» являются вымышленными персонажами, не имеющими ничего общего с реальностью. А сумочка, с которой ходил Тинки-Винки, как и многие другие предметы, использовалась лишь для того, чтобы создать красочную картинку, вымышленный мир, который понравился бы детям.
Все вроде был логично и правильно, вот только такой ответ не удовлетворил польские власти, и Ева Совинска была уволена со своего поста. Так сказать, не справилась с возложенной на нее ответственностью... К слову, Польша была не единственной страной, где история Тинки-Винки достигла национального масштаба: президент Казахстана лично запретил трансляцию шоу, основываясь на том, что фиолетовый телепузик был «извращенцем».
И на этом мой сегодняшний рассказ можно было и закончить, но... нет. Есть еще одна не слишком лицеприятная подробность, о которой я просто не могу вам не рассказать. А уж поверите вы в нее или нет – дело ваше. Так вот, если вы видели хотя бы одну серию «Телепузиков», у вас наверняка появлялось смутное ощущение, что создатели сериала явно что-то принимали: так сказать, для стимуляции фантазии. Ведь придумать такое в здравом уме просто невозможно!
В 2009 году бывший продюсер телеканала BBC, а, точнее, его детского подразделения, Сара Грэм в интервью изданию «The Daily Mail» сделала шокирующее признание. Оказывается, руководство BBC разрешало своим сотрудникам использовать для вдохновения всевозможные запрещенные средства. Более того, руководство поощряло подобные опыты с сознанием и очень ценило нестандартное мышление своих сотрудников.
Сара Грэм рассказала изданию, что один из видов «запрещенки» ей был предложен уже в первый день работы на студии. В дальнейшем она употребляла вместе с другими сотрудниками детской редакции, работавшими, в том числе, и над «Телепузиками».
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.
Увидимся на канале!