К началу Первой мировой войны буквально в каждом крупном городе Российской Империи появилась вегетарианская столовая. Посетителям предлагали гороховые сосиски, картофельные колбаски, блинчатые пироги и капустные котлеты. Заведения пользовались необыкновенной популярностью, главным образом потому, что кормили там сытно и за совсем небольшие деньги можно было наесться до отвала. Кто был главным вдохновителем русского вегетарианства? Почему царская, а затем и советская власть преследовали любителей растительной пищи?
В России первые вегетарианский кружок появился в 1860 г. в Петербурге. Экзотическое сообщество остроумно прозвали «Ни рыба, ни мясо». Члены кружка (представители интеллигенции) в основном занимались штудированием иностранной литературы о вегетарианстве, так как в России таких трудов на тот момент еще не было. Только в 1878 г. русский ботаник Андрей Бекетов опубликовал в журнале «Вестник Европы» нашумевшую статью под названием «Питание человека в настоящем и будущем». Сам Бекетов не был вегетарианцем, но призывал других отказаться от мяса. В своей статье Бекетов рассказывал, что в будущем люди перестанут употреблять животную пищу потому, что животноводство очень затратная сфера деятельности, требующая много сил и вложений и всячески призывал людей обратить внимание на вегетарианство.
Но все-таки в народ вегетарианство пошло с подачи Льва Толстого. Однажды писатель увидел, как з𝑎𝑘𝑎лыв𝑎ют поросенка и был настолько шокирован, что полностью отказался от мяса и начал пропагандировать безубойное питание. Лев Николаевич исключил из рациона не только мясо, но еще молоко, яйца, сахар, чай и кофе. Граф питался исключительно овсянкой, гречкой, картофелем, овощами и пшеничным хлебом. Такой же диеты придерживалась вся семья Толстого, за исключением его тетушки Татьяны, которая была убежденной мясоедкой.
Однажды она приехала отобедать с родственниками и стала жертвой розыгрыша, который устроил толстой. Во время обеда ее подвели к столу, где она увидела, что на ее тарелке лежит огромный кухонный нож, а к ножке стола за веревочку привязана курица. Лев Николаевич сказал тетушке, что к ее приезду они не смогли з𝑎𝑝𝑦бить курицу и предложил ей самой сделать это, а затем ее приготовить. Татьяна была обескуражена и, разумеется, ответила отказом.
Пример Толстого вдохновил Илью Репина. Художник и его супруга Наталья Нордман потчевали гостей овощными салатами и фирменным бульоном на травах. Однако далеко не все разделяли их вкусы. Однажды Репин пытался напоить этим варевом Ивана Бунина, который приехал позировать для портрета. Увидев угощение, писатель тут же откланялся,а друзья, приезжавшие к художнику в гости, долго не могли забыть так называемую еду из сена и бифштексы из клюквы. Впрочем сам репин, время от времени, тоже изменял своим принципам – об этом он писал дочери Льва Николаевича Татьяне, что когда ему совсем плохо, он идет и ест бифштекс и на душе сразу становится хорошо и легко.
Власти отнеслись к новому явлению настороженно. Многим вегетарианство казалось чем-то неблагонадежным. Полицейские пытались разгонять публичные собрания, где пропагандировали отказ от животной пищи, а газеты публиковали карикатуры и фельетоны, которые высмеивали вегетарианцев и самого Льва Толстого – якобы граф прикидывался травоядным только на публике, а сам был не против полакомиться мясом, ведь на то он и Лев.
А к началу Первой мировой войны идейные вегетарианцы-толстовцы стали настоящей проблемой для властей и общества. Приверженцы безубойного питания отказывались брать в руки оружие и даже платить подати. И если раньше таких идейных ссылали в Сибирь и Якутию, то после 1913 г. их и вовсе начали сажать в тюрьмы.
Революцию многие вегетарианцы встретили с восторгом. Новое правительство временно отменило смертную казнь, а это совпадало с лозунгом «Не убий», который исповедовали члены сообщества. Но вскоре молодая советская власть тоже начала закручивать гайки. В годы гражданской войны, вегетарианцев, которые по прежнему не хотели брать в руки оружие, причислили к сектантам. В 1921 г. они вместе с баптистами и молоканами провели всероссийский съезд и попросили власти избавить их от мясной повинности – так называли плановую сдачу продуктов животноводства государству. Это было все равно, что сегодня сказать государству, мол, мы не будем платить подоходный налог. В итоге к 1929 г. в СССР ликвидировали все вегетарианские сообщества, а саму идею отказа от мяса признали несостоятельной и даже вредной.
Лишь в 1990 г. вегетарианство в нашей стране вышло из тени. Но все-таки, есть или не есть мясо? Вопрос по прежнему не однозначный. С одной стороны открытия антропологов доказывают, что наши предки неандертальцы были вегетарианцами и не испытывали из-за этого особых проблем. К мясу люди пристрастились только во время ледникового периода, когда растительной пищи не хватало. Но с другой стороны, эволюция человека сильно ускорилась, когда в рационе появилась калорийная животная пища. То есть во многом именно мясная диета привела к появлению человека разумного.