Проблема буллинга в школе − самая широко обсуждаемая и, в то же время, самая неочевидная проблема образовательной системы.
О том, как помочь ребёнку и что делать при травле, рассказывает руководитель нашей психологической службы, педагог-психолог Виктор Борисович Цайтлер:
«С одной стороны, травля в школе обсуждается по телевизору, СМИ регулярно обращают внимание общественности на данный феномен и нет никого, кто бы отрицал его существование. Однако, как показывает практика, многие взрослые не замечают, когда травля имеет место быть в непосредственном окружении.
Учитель может проглядеть притеснение одного из детей из-за большой загруженности: дети на уроке вроде ведут себя нормально, а то, что происходит на переменах и за воротами школы, отследить сложнее.
Родители, в свою очередь, часто не уделяют должного внимания школьной жизни своих детей, ограничиваясь формальным вопросом «Как дела в школе?», а изменения в поведении, которые часто наблюдаются у жертв травли, списываются на издержки переходного возраста.
Помимо всего прочего, буллинг превратился в достаточно грозную пугалку, на которую реакция у многих такая: «Да, это серьёзная проблема, но НАС она не коснётся». Иногда родителю сложно признаться себе, что его ребёнок подвергается буллингу, а педагогу − что он допустил у себя в классе травлю.
Но эта проблема нуждается в решении, её важно вовремя заметить и принять необходимые меры. Ниже мы рассмотрим вещи, на которые нужно обратить внимание в первую очередь.
Снижение интереса к школьной жизни. Для жертвы буллинга школа тесно ассоциируется с травлей. Поэтому возникает потребность свести к минимуму любое взаимодействие со школой. Кружки, экскурсии, мероприятия и различные инициативы − всё это вызывает стойкую реакцию раздражения, отвращения и даже страха.
Снижение самооценки, пассивность. Важной чертой буллинга является систематическое воспитание в жертве чувства беспомощности и ничтожности. Для обидчиков важно сломить сопротивление жертвы, приучить её к мысли, что бороться бессмысленно.
Подавленность, склонность к депрессивным переживаниям. Негативные переживания могут быть настолько сильными, что будут перекрывать любые положительные эмоции.
Избегание общения с одноклассниками. Явное отсутствие друзей в школе может быть следствием травли:ученик боится любого взаимодействия со сверстниками, так как видит в нём потенциальную опасность.
Посмотрите на своего ребёнка внимательно. Услышьте, что он рассказывает о школе и как. Если у вас есть подозрения, что в классе происходит травля, не пускайте ситуацию на самотёк.
Поделитесь своими опасениями с классным руководителем и психологом, − они более пристально оценят ситуацию и примут меры по нормализации ситуации.
Поддержите ребёнка − в такой ситуации поддержка близких является очень важным подспорьем в преодолении проблемы. Дайте понять, что вы всегда рядом и готовы помочь. Уделите внимание эмоциональным переживаниям от учёбы, не оставайтесь в стороне.
Буллинг − комплексная проблема. Её необходимо своевременно замечать и решать сообща, единой командой. В таком случае удастся избежать множества проблем и не бороться с последствиями».
#Школа1158 #ДОНМ #Эксперты1158 #ВзглядПсихолога #ШколыКолледжиМосквы