Найти в Дзене
История живописи

"Голубой период" Пикассо, и что было спрятано под его "Голубой комнатой"

Этот период по-разному у нас называют и голубым, и синим - в испанском языке слово azul означает и тот, и другой цвет, так что оба перевода получаются верны. А что это за период, при чем тут друг Пабло Пикассо и что же кроется под слоем краски на его знаменитой картине - это вы узнаете из сегодняшней статьи.

Началось все с того, что Пикассо вместе со своим другом, поэтом и художником Карлосом Касагемасом уезжают в Париж на Всемирную выставку 1900 года. Именно там, в столице Франции, в начале следующего года и случилось непоправимое с его другом - он кончает жизнь самоубийством в результате неразделенной любви и развившейся тяжелой депрессии. Так и наступит "голубой период" в творчестве двадцатилетнего Пикассо - именно с картины, посвященной погребению его друга, и начнется переход к холодной сине-голубой гамме цветов.

"Похороны Касагемаса", П. Пикассо, 1901. Музей современного искусства, Париж.
"Похороны Касагемаса", П. Пикассо, 1901. Музей современного искусства, Париж.

Сам Пикассо так и вспоминал об этом: "Я начал писать синим, когда узнал о смерти Касагемаса". Последующие три года молодой художник, потрясённый до глубины души и впавший сам в депрессию, часто будет писать картины в тех самых холодных синих тонах. Картины этого периода переполнены грустью, печалью и угнетенностью, в основном художник показывает нам темы нищеты, одиночества, обездоленности и отчаяния.

На картине "Жизнь" молодому человеку художник придал черты своего друга Касагемаса. Но по рентгену этого полотна и анализу эскизов к нему искусствоведам стало понятно, что поначалу на этой картине Пикассо изображал себя, но затем изменил изначальный замысел. Пожалуй, одна из лучших работ этого периода творчества испанского художника.

"Жизнь", П. Пикассо, 1903. Музей изящных искусств Кливленда, США.
"Жизнь", П. Пикассо, 1903. Музей изящных искусств Кливленда, США.

Наконец, перейдем к полотну, по поводу которого у исследователей давно уже (с 1950-х годов) были предположения, что под ним спрятана другая картина испанского художника. Реставраторов смущал характер мазков, которые Пикассо нанес на полотно - как будто ему нужно было что-то закрасить ими, какую-то другую свою работу. Тем более, что такое бывало уже не раз в творчестве художника, особенно в молодые годы, когда у него не было денег на новый холст. Дело в том, что тогда его живопись не пользовалась популярностью - соответственно денег было мало, приходилось использовать холсты с уже написанными на них картинами, а иногда и вовсе приходилось работать на картоне.

"Голубая комната (Ванна)", П. Пикассо, 1901. Собрание Филлипса, Вашингтон. Считается, что эта комната -это и есть студия Пикассо в тот период. Ему приходилось снимать небольшое помещение, когда он работал в Париже, где и написано данное полотно.
"Голубая комната (Ванна)", П. Пикассо, 1901. Собрание Филлипса, Вашингтон. Считается, что эта комната -это и есть студия Пикассо в тот период. Ему приходилось снимать небольшое помещение, когда он работал в Париже, где и написано данное полотно.

Только в 90-е годы XX века эти подозрения были подтверждены рентгеном - было обнаружено нечеткое изображение другой картины. А в дальнейшем, уже в XXI веке с помощью инфракрасных технологий удалось увидеть, что же Пикассо закрасил на своей картине. Это оказался портрет бородатого мужчины в пиджаке и галстуке-бабочке, облокотившийся на руку, на которой видны три кольца на пальцах. Исследователи не смогли выяснить кто этот человек, но заверили, что будут продолжать пытаться.

-5

Надо сказать, что "голубой период", к счастью, не будет вечен в творчестве Пабло Пикассо, и ему на смену в середине 1904 года придет "розовый период", гораздо более радостный и жизнеутверждающий, но это уже совсем другая история. Спасибо, что дочитали, надеюсь, из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.