Найти в Дзене
Ксения Гидранович

Про творческую элиту

Первое, что необходимо отметить, что не все творческие люди – есть элита. Главное отличие элитного творческого человека – его признанность. При этом вовсе необязательно, чтобы его признавали все. Достаточно признания от самой элиты, что в целом и служит основанием для вступления в её ряды. Иногда (крайне редко по понятным причинам) в сферу элит человек попадает ввиду собственной гениальности. Но при недостаточном обосновании последней (например, автор не продаётся или вовсе не нравится современникам) иного гения вполне можно записать в сумасшедших и удалить с подмостков истории. Кхе-кхе.. какая-то теория заговора получается. Да, конечно, ещё можно просто очень долго кому-нибудь подлизывать, хотя это уже не имеет никакого отношения к творческому процессу. Но если стремление творческих людей в творческие же элиты понятно и не зазорно, то самозабвенное стремление элит на запад, мне, например, совсем не понятно. Ведь было бы куда логичнее, по крайней мере представителям писательской среды
творческая девочка бесцельно смотрит на восток
творческая девочка бесцельно смотрит на восток

Первое, что необходимо отметить, что не все творческие люди – есть элита. Главное отличие элитного творческого человека – его признанность. При этом вовсе необязательно, чтобы его признавали все. Достаточно признания от самой элиты, что в целом и служит основанием для вступления в её ряды. Иногда (крайне редко по понятным причинам) в сферу элит человек попадает ввиду собственной гениальности. Но при недостаточном обосновании последней (например, автор не продаётся или вовсе не нравится современникам) иного гения вполне можно записать в сумасшедших и удалить с подмостков истории.

Кхе-кхе.. какая-то теория заговора получается.

Да, конечно, ещё можно просто очень долго кому-нибудь подлизывать, хотя это уже не имеет никакого отношения к творческому процессу.

Но если стремление творческих людей в творческие же элиты понятно и не зазорно, то самозабвенное стремление элит на запад, мне, например, совсем не понятно. Ведь было бы куда логичнее, по крайней мере представителям писательской среды, быть патриотами: сильная страна – это залог величия языка, который и холст, и краски писателя. Я ещё могу понять музыкантов – музыка, действительно, интернациональна. Да, у каждой страны есть свой культурный код, который влияет на интерпретацию, но сама способность к интерпретации любой музыки присуща любой нации. В отличие от текста, который вовсе не будет воспринят как текст, если воспринимающий не знает языка.

Кто-то (скорее всего тот, кто не писатель) скажет мне, что, вообще-то, существуют переводы. Но перевод, по сравнению с оригиналом, сильно теряет в смыслах, особенно перевод стихов, от которых, вообще, почти ничего не остаётся. Нехилая такая комиссия выходит.

Да, я согласна, бывает и наоборот, ведь переведенный роман – это уже совместный труд писателя и переводчика. И, конечно, я не отменяю важности переводов, ведь, не будь их, многие из нас никогда бы не узнали, ни Шекспира, ни Ремарка, ни даже ставшего в России народным Оскара Уайлда.

Я думаю, что дело здесь не в смыслах, и не в писательстве даже как таковом. Дело здесь в признании. Ведь любая деятельность (в том числе творческая) несёт в себе каркас общеизвестной пирамиды. И каждый действующий человек, осознанно или неосознанно, стремится к её вершине.

Казалось бы, творческая элита, итак, уже нахлобучила себе на голову эту самую вершину, как корону. И, казалось бы, выше головы не прыгнуть.

Но не тут-то было.

Пока в мире существует Нобелевская премия, претендующая на тот самый суд высшей инстанции, на который обычно никто не претендует, всегда можно попытаться выпрыгнуть из отечественных штанишек и, сверкнув попцом, устремиться к мировым вершинам.

Здесь-то и кроются, как мне кажется, ростки элитного предательства. Ведь на родине никто не осудит за то, что писатель накидывает на власть (более того, у нас так принято), а вот Нобелевскую премию получить, не накинув на кого надо, невозможно. Нам ещё Сартр о её политический ангажированности рассказал, а сегодня так и невооружённым глазом всё видно.

Я считаю, что нельзя творческий процесс подчинять своему тщеславию. Пусть политики и журналисты бесконечно растягивают народ в разные стороны. Они поэтому такие однобокие все, потому что задают вектор движения. А тем, кто движется, врать нельзя. Им понять надо. И ближнему объяснить. И идти куда-нибудь в сторону смысла жизни, бесконечно задавая вопросы и петляя кривой тропой правды среди куч лжи.

Творчество должно исходить из самого сердца. Только тогда оно будет трогать. И только тогда оно будет полезным. Нам здесь. Поэтому что бы ни думал писатель, пусть он расскажет, и в чём бы ни сомневался..

Кстати, недавно прочла «БЛУДУ и МУДУ» Иванова (это тот, который «географ глобус пропил»). Хороший писатель. Рекомендую.

Всем поводов гордиться родиной.

вчера писала про волю