Найти тему
ForPost. Лучшее

Возрождение «Волги» и «Победы»: гордиться или грустить?

Годы разрушения отечественного автопрома даром не проходят.

Коллаж ForPost
Коллаж ForPost

После того как французский завод Renault покинул нашу страну, министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что теперь, кроме «Москвича», выпускать который снова начнут на площадке бывшего завода АЗЛК, возобновится производство автомобилей марок «Волга» и «Победа».

Новые проекты, по словам министра, будут реализовываться не только в Нижнем Новгороде, но и на других площадках. При этом о сроках начала производства министр ничего не сказал.

Данные марки автомобилей являются частью исторического наследия и национальной гордости жителей России. Такой шаг со стороны правительства был бы логичным. Однако, когда инфраструктура разрушалась на протяжении многих лет, это легче сказать, чем выполнить. Об этом в материале ForPost.

Российская автомобильная промышленность в условиях санкций пострадала больше всех остальных отраслей. Сокращение производства автопрома уже в начале весны 2022 года в сравнении с этим же периодом прошлого года составило 45,5 процента.

При этом сам выпуск в обрабатывающей промышленности стал ниже всего на 0,3 процента.

Отличие сегодняшней автомобильной промышленности от других отраслей заключается не только в очень высокой зависимости от импорта (до 50 процентов от стоимости конечной продукции) но и в довольно широком ассортименте изделий и обширной межотраслевой интеграцией.

Читайте по теме: Май стал худшим месяцем в истории автомобильного рынка России

Если исходить из представленных данных компанией Toyota, то в среднестатистическом автомобиле содержится около 30 тысяч деталей. И производит их не один завод, а огромнейшее количество самых разных поставщиков всех уровней. Чего не скажешь о России, где нет такой развитой системы.

В период СССР большая часть такой продукции самостоятельно производилась на крупных автомобильных заводах.

Развитие автопрома в РФ строилось на сборочном производстве за счёт приглашённых с Запада автопроизводителей, имевших свои логистические цепочки с поставщиками за рубежом. Такая сборка давала возможность быстро насытить российский рынок необходимым автотранспортом.

Отечественные поставщики так и не смогли вписаться в новые реалии отрасли. В условиях жёсткой конкуренции с мировыми лидерами, при отсутствии опыта и необходимой квалификации, а так же без доступа к дешёвым кредитам и без поддержки государства сделать это было совершенно невозможно. Таким образом, процесс производства в РФ комплектующих шёл очень медленно.

Теперь, для того чтобы выйти из кризиса, российскому автопрому необходимо форсированно развивать внутреннее производство компонентов.

Читайте по теме: С конвейера сошла последовательница «Лады-голодранца» — упрощённая «Нива»

Вместе с этим нужна легализация параллельного импорта, расширение сотрудничества с КНР, кредитование на льготных условиях и поддержка спроса. При этом, будущее нашего автопрома всё также будет зависеть от создания в РФ необходимых условий для самостоятельного производства комплектующих и материалов. 

Средства, которые ранее направлялись на поддержку производителей в этой отрасли, были очень и очень скромными и не позволяли решить поставленные перед ней задачи.

В частности, в 2021 году производителям автокомплектующих были предоставлены займы на сумму 1 миллиард рублей. Об этом сообщил Фонд развития промышленности. Это при том, что объём самого рынка легковых автомобилей — примерно 3 триллиона рублей, а объём его инвестиций в основной капитал в автопроме составляет 90 миллиардов рублей в год.

 К слову, уже в 2022 году правительство заявило о поддержке производителей автокомплектующих на сумму 30 миллиардов. Правда, сами они оценивают общий объём необходимых средств для развития отечественного автопрома в 200-300 миллиардов рублей дополнительных инвестиций.

И это нельзя считать блажью или попыткой навариться — это всего лишь тот необходимый минимум для выполнения поставленных задач.

Теперь стало вполне очевидным, что годы разрушения без последствий не проходят. И уже только само время покажет сможем ли мы преодолеть их последствия.

Читайте по теме: Как севастопольский авторынок выруливает на ручнике санкций? 

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.