Найти тему

Самый скрытый вокзал Москвы. Где находился и куда подевался Курский вокзал?

В прежние времена, не такие сумасшедше-спешащие, как нынешние, прибывающий в Москву путешествующий люд попадал первым делом на вокзал. И получал самое первое впечатление о городе.

Посему, вокзалы раньше строились красиво и с размахом.

Каждый из девяти (до недавнего времени) железнодорожных вокзалов столицы имел свой стиль, свою архитектуру, свой характер, если хотите.

Наибольшее столпотворение вокзалов в Москве наблюдается на Комсомольской площади («площади трех вокзалов»).

Посмотрите, какая красота…

Ленинградский (до 1855 года — Петербургский вокзал, в 1855—1923 годах — Николаевский, в 1923—1937 годах — Октябрьский). Брат-близнец Московского вокзала в Санкт-Петербурге.

-2
Близнецы-братья: Ленинградский вокзал в Москве и Московский вокзал в Санкт-Петербурге (фото из открытых источников)
Близнецы-братья: Ленинградский вокзал в Москве и Московский вокзал в Санкт-Петербурге (фото из открытых источников)

Казанский (до 1894 г. — Рязанский).

Казанский вокзал в Москве (фото из открытых источников)
Казанский вокзал в Москве (фото из открытых источников)

Ярославский (с 1862 по 1870 год — Троицкий, с 1922 по 1955 год — Северный).

Ярославский вокзал в Москве (фото из открытых источников)
Ярославский вокзал в Москве (фото из открытых источников)

Киевский (в 1917—1934 — Брянский).

Киевский вокзал в Москве (фото из открытых источников)
Киевский вокзал в Москве (фото из открытых источников)

Белорусский (в 1870—1871 — Смоленский, в 1871—1912 и в 1917—1922 — Брестский, в 1912—1917 — Александровский, в 1922—1936 — Белорусско-Балтийский).

Белорусский вокзал в Москве (фото из открытых источников)
Белорусский вокзал в Москве (фото из открытых источников)

Павелецкий.

Павелецкий вокзал Москвы (фото из открытых источников)
Павелецкий вокзал Москвы (фото из открытых источников)

Рижский (до 1930 — Виндавский, до середины 1930−х — Балтийский, до 1948 — Ржевский).

Рижский вокзал Москвы (фото из открытых источников)
Рижский вокзал Москвы (фото из открытых источников)

Савеловский (до 1912 — Бутырский).

Савеловский вокзал Москвы (фото из открытых источников)
Савеловский вокзал Москвы (фото из открытых источников)

И тут «на сцену выходит» Курский вокзал! Та-та…

Курский вокзал Москвы. (фото из открытых источников)
Курский вокзал Москвы. (фото из открытых источников)

Это что за абсолютно невыразительная громадина из стекла и бетона? Куда подевалось историческое здание вокзала? А было ли оно? Давайте разбираться.

Очень часто историю Курского вокзала путают с Нижегородским вокзалом, который располагался за Камер-Коллежским валом (в современной интерпретации ТТК) и который потом якобы перенесли ближе к центру. Это не так!

До начала 1890-х годов существовали две разные железные дороги: Московско-Курская и Московско-Нижегородская, причём каждая из них имела свою московскую станцию. Далее речь пойдет именно о Курском вокзале.

Первое деревянное здание Курского вокзала Московско-Курской железной дороги было построено в 1866 году. Располагалось оно приблизительно на том же месте, где находится и нынешний вокзал.

Здание Курского вокзала на Нивелирном плане Москвы 1888 г. (http://retromap.ru/forum/viewtopic.php?t=70)
Здание Курского вокзала на Нивелирном плане Москвы 1888 г. (http://retromap.ru/forum/viewtopic.php?t=70)
Расположение старого и нового здания Курского вокзала на современной карте.
Расположение старого и нового здания Курского вокзала на современной карте.

Первый вокзал был одноэтажным, на каменном фундаменте, с каменной же центральной частью и деревянными крыльями и считался временным.

План-чертеж Курского вокзала в Москве из Альбома чертежей сооружений российских железных дорог, 1872 год. (из открытых источников)
План-чертеж Курского вокзала в Москве из Альбома чертежей сооружений российских железных дорог, 1872 год. (из открытых источников)
Пассажирская станция в Москве, 1880-е гг. (из Альбома видов Московско-Курской железной дороги).
Пассажирская станция в Москве, 1880-е гг. (из Альбома видов Московско-Курской железной дороги).

«Московская станция … помещается близ Садовой, за церковью св. Николы Ковыльского, так что ни с какой улицы не видать. К зданию этому ведут с Садовой улицы два узких проезда, а площадь перед зданием слишком тесна, так что трудно себе представить, где будут стоять здесь не только возчики для нагрузки и выгрузки товара, но и городские извозчики», – писали «Московские ведомости» 17 ноября 1866 года.

Ничего не напоминает? По-моему мало, что изменилось

Новое красивое здание Курского вокзала было возведено в мае 1896 г. Управление Московско-Курской и Нижегородской железных дорог сообщило, что «новый вокзал (на Садовой, близ нынешнего пассажирского здания), общий для названных дорог, будет открыт для отправления и принятия поездов с полуночи 26 мая 1896 г.»

Здание Курского вокзала. Открытка 1900-1906 г.г (http://retromap.ru/forum/viewtopic.php?t=824)
Здание Курского вокзала. Открытка 1900-1906 г.г (http://retromap.ru/forum/viewtopic.php?t=824)

Белокаменный вокзал архитектора Н. И. Орлова простоял без изменений до 1938 года, когда началась его первая реконструкция – впрочем, не изменившая внешний вид здания. Проекты, предполагающие снос старого вокзала, не были реализованы, снаружи он был лишь отреставрирован. Хотя имелось несколько модных, прямо-таки ярких проектов реконструкции.

Проекты реконструкции здания Курского вокзала 1930-х годов (из открытых источников)
Проекты реконструкции здания Курского вокзала 1930-х годов (из открытых источников)

А вот в 1972 году вокзал не устоял. И сейчас мы видим то, что принято читать Курским вокзалом. А что же стало со старым зданием?

Ответ можно легко найти, заглянув в залы ожидания, прилегающие к платформе 1-го пути.

Фасад старого здания Курского вокзала. Вид с 1-й платформы (фото автора)
Фасад старого здания Курского вокзала. Вид с 1-й платформы (фото автора)
-19
-20
-21
Современный вид исторических интерьеров здания Курского вокзала. Сейчас это залы ожидания. (фото автора)
Современный вид исторических интерьеров здания Курского вокзала. Сейчас это залы ожидания. (фото автора)

А еще, как мне кажется, мааааленькая часть фасада сохранилась со стороны вокзальной площади, слева от входа в вестибюль станции метро Курская-Кольцевая (но может быть я и фантазирую).

Часть старого здания Курского вокзала. Лично мне так кажется.
Часть старого здания Курского вокзала. Лично мне так кажется.

Говорят: после публикации в 1877 году «Анны Карениной» Льва Толстого сентиментальные барышни начали паломничество к месту гибели Карениной. С Курского вокзала они отправлялись на станцию «Обираловка» (а ныне: ст. Железнодорожная), где, по книге, Анна «бросилась под поезд».

Такая вот история вокзала. Мы его не видим, а он есть!

В статье использованы материалы портала АРХНАДЗОР https://www.archnadzor.ru/2018/04/27/neznakomyiy-kurskiy-vokzal/