В прежние времена, не такие сумасшедше-спешащие, как нынешние, прибывающий в Москву путешествующий люд попадал первым делом на вокзал. И получал самое первое впечатление о городе.
Посему, вокзалы раньше строились красиво и с размахом.
Каждый из девяти (до недавнего времени) железнодорожных вокзалов столицы имел свой стиль, свою архитектуру, свой характер, если хотите.
Наибольшее столпотворение вокзалов в Москве наблюдается на Комсомольской площади («площади трех вокзалов»).
Посмотрите, какая красота…
Ленинградский (до 1855 года — Петербургский вокзал, в 1855—1923 годах — Николаевский, в 1923—1937 годах — Октябрьский). Брат-близнец Московского вокзала в Санкт-Петербурге.
Казанский (до 1894 г. — Рязанский).
Ярославский (с 1862 по 1870 год — Троицкий, с 1922 по 1955 год — Северный).
Киевский (в 1917—1934 — Брянский).
Белорусский (в 1870—1871 — Смоленский, в 1871—1912 и в 1917—1922 — Брестский, в 1912—1917 — Александровский, в 1922—1936 — Белорусско-Балтийский).
Павелецкий.
Рижский (до 1930 — Виндавский, до середины 1930−х — Балтийский, до 1948 — Ржевский).
Савеловский (до 1912 — Бутырский).
И тут «на сцену выходит» Курский вокзал! Та-та…
Это что за абсолютно невыразительная громадина из стекла и бетона? Куда подевалось историческое здание вокзала? А было ли оно? Давайте разбираться.
Очень часто историю Курского вокзала путают с Нижегородским вокзалом, который располагался за Камер-Коллежским валом (в современной интерпретации ТТК) и который потом якобы перенесли ближе к центру. Это не так!
До начала 1890-х годов существовали две разные железные дороги: Московско-Курская и Московско-Нижегородская, причём каждая из них имела свою московскую станцию. Далее речь пойдет именно о Курском вокзале.
Первое деревянное здание Курского вокзала Московско-Курской железной дороги было построено в 1866 году. Располагалось оно приблизительно на том же месте, где находится и нынешний вокзал.
Первый вокзал был одноэтажным, на каменном фундаменте, с каменной же центральной частью и деревянными крыльями и считался временным.
«Московская станция … помещается близ Садовой, за церковью св. Николы Ковыльского, так что ни с какой улицы не видать. К зданию этому ведут с Садовой улицы два узких проезда, а площадь перед зданием слишком тесна, так что трудно себе представить, где будут стоять здесь не только возчики для нагрузки и выгрузки товара, но и городские извозчики», – писали «Московские ведомости» 17 ноября 1866 года.
Ничего не напоминает? По-моему мало, что изменилось
Новое красивое здание Курского вокзала было возведено в мае 1896 г. Управление Московско-Курской и Нижегородской железных дорог сообщило, что «новый вокзал (на Садовой, близ нынешнего пассажирского здания), общий для названных дорог, будет открыт для отправления и принятия поездов с полуночи 26 мая 1896 г.»
Белокаменный вокзал архитектора Н. И. Орлова простоял без изменений до 1938 года, когда началась его первая реконструкция – впрочем, не изменившая внешний вид здания. Проекты, предполагающие снос старого вокзала, не были реализованы, снаружи он был лишь отреставрирован. Хотя имелось несколько модных, прямо-таки ярких проектов реконструкции.
А вот в 1972 году вокзал не устоял. И сейчас мы видим то, что принято читать Курским вокзалом. А что же стало со старым зданием?
Ответ можно легко найти, заглянув в залы ожидания, прилегающие к платформе 1-го пути.
А еще, как мне кажется, мааааленькая часть фасада сохранилась со стороны вокзальной площади, слева от входа в вестибюль станции метро Курская-Кольцевая (но может быть я и фантазирую).
Говорят: после публикации в 1877 году «Анны Карениной» Льва Толстого сентиментальные барышни начали паломничество к месту гибели Карениной. С Курского вокзала они отправлялись на станцию «Обираловка» (а ныне: ст. Железнодорожная), где, по книге, Анна «бросилась под поезд».
Такая вот история вокзала. Мы его не видим, а он есть!
В статье использованы материалы портала АРХНАДЗОР https://www.archnadzor.ru/2018/04/27/neznakomyiy-kurskiy-vokzal/