Князь: Легенды Лесной страны — российская компьютерная ролевая игра , разработанная фирмой 1С и вышедшая на постсоветском пространстве в начале сентября 1999 года.
Предыстория
Давным-давно, когда на Земле господствовали Титаны, одним из самых могущественных кланов считался Северный. Клан обладал множеством грозных магических предметов, а самым страшным из них был браслет «Владыка».
Для охраны Поющих Вещей Титаны создали особую расу бессмертных героев, проводящих время в бесчисленных войнах. В период своего заката в надежде на будущее возрождение клана Титаны спрятали браслет на болотах, возле которых впоследствии поселилось одно из племен смертных — славяне. Там же, на болоте, Титаны оставили и одного из своих драконов, чтобы он охранял этот грозный предмет. Хранителем браслета Титаны назначили Ара, который был наполовину смертным. Они оставили Ару амулет, который давал контроль над драконом.
Много тысяч лет спустя вечные враги Северного клана, Желтые Собаки, посланники сил хаоса и разрушения, обнаружили отряд Ара, прятавшийся в небольшой крепости. Завязалась смертельная схватка; силы врагов значительно превосходили отряд Ара, который состоял из одних только смертных. Уже в первые минуты кровавой бойни из многочисленного отряда в живых осталось всего с десяток воинов. Ар понял, что шансов уцелеть у него нет. Чтобы Амулет Дракона не достался врагам, он разделил его на три части и послал их с верными ястребами трем старым друзьям и соратникам.
Одного ястреба хранитель послал Всеславу, в земли славян, другого ястреба — в Скандинавию , викингу Сигурду, третью часть амулета ястреб унес верному другу Ара, византийцу Михаилу. Первого ястреба сбила стрела одинокого Волка, единственного из давно угасшего клана Охотников; он давно бродил по Лесной Стране в поисках Браслета, с помощью которого рассчитывал возродить свой клан. Вторую часть амулета ястреб принес Сигурду, но один из берсерков, увидев странную птицу, окруженную волшебным сиянием, незаметно подкравшись, подло зарубил безоружного воина. Под личиной берсерка скрывался старинный враг Всеслава, герой Драгомир. Утром после убийства он покинул воинов и отправился в великий поход в Лесную Страну. Получив часть амулета, Михаил сразу почуял недоброе: он понял, что с Аром случилось что-то непоправимое и что судьба «Владыки» теперь зависит только от него. Отложив все дела, он спешно отправился в земли славян.
Вскоре пути трёх героев пересекутся. Кто из них выйдет победителем? Только бескрайние просторы Лесной Страны могут дать ответ на эти вопросы…
Игровой процесс
Игра представляет собой классическую ролевую игру в изометрической проекции . Игроку предстоит путешествовать по локациям, выполнять задания, истреблять монстров. В начале игры на выбор предлагается один из трех героев, затем необходимо указать его класс и распределить характеристики. В зависимости от выбранного персонажа игрок начинает игру в одном из трех поселений. У каждого из героев есть несколько своих уникальных заданий и диалогов, которые не встречаются у прочих, но, в целом, сюжетная линия для всех одинакова. Драгомир, Михаил и Волк являются непримиримыми противниками. После выбора основного игрового персонажа его соперники не предпринимают активных действий, но с ними придется столкнуться для развития сюжета.
Классы
Классы в игре определяются не специальными способностями, а приоритетным ростом одной из четырех основных характеристик. То есть, данная характеристика увеличивается в первую очередь, далеко опережая остальные. Это заметно влияет на стиль игры. По достижении персонажами максимального 13 уровня разница между классами стирается, поскольку характеристики теряют приоритетность и начинают выравниваться между собой. Всего в игре представлено 4 класса:
- Вождь — приоритетной характеристикой класса является харизма. Благодаря этому вождь раньше других может собрать большую дружину, но до поздних уровней будет уступать остальным классам в физических навыках. Аналогом Вождя для NPC является Храбрец.
- Воин — ускорен прирост силы. Воины могут наносить наибольший урон оружием ближнего боя.
- Охотник — ускорен прирост ловкости, что позволяет наиболее эффективно использовать луки и стрелы.
- Купец — ускорен прирост выносливости. Купцы могут выдерживать больше урона, нести больше поклажи и быстрее получить доступ к наилучшим доспехам.
Основные характеристики
- Харизма — характеристика, влияющая на количество дружинников, которых герой может взять себе в отряд. Максимальный размер отряда — 9 человек, но при определенных обстоятельствах их может быть больше. Последнее игрой не предусмотрено, и портреты лишних дружинников размещаются поверх остальных.
- Сила — характеристика, влияющая на урон, наносимый противнику; важна для ношения мечей и щитов.
- Ловкость — характеристика, влияющая на уклонение от атаки противника и шанс попадания по противнику каким-либо оружием или кулаками; важна для ношения луков и шлемов.
- Выносливость — характеристика, влияющая на способность выдерживать атаки врага и переносимый вес; важна для ношения доспехов и топоров/палиц.
Второстепенные характеристики
- Здоровье — количество здоровья, которое будет уменьшаться перед тем, как персонаж умрет.
- Урон — наносимые противнику повреждения. Уменьшается вместе с ранениями (количеством здоровья).
- Броня — так же, как и выносливость, влияет на уменьшение наносимых повреждений по персонажу.
- Отравление — медленно уменьшает здоровье до тех пор, пока не принято противоядие. Чем выше отравление, тем быстрее уменьшается здоровье.
- Золото — количество золота, которое можно потратить на те или иные цели. Может быть только у главного героя.
- Переносимый вес — максимальная ноша, которую может нести герой. Если вес становится максимальным, герой не может переносить предметы. Также, наряду с весом, играет роль количество предметов в рюкзаке, которых может быть не более 32 у одного персонажа.
Навыки
- Фехтование — навык владения мечом и топором/палицей. Повышается автоматически в бою. Максимальное значение — 655.
- Меткость — навык владения луком. Повышается автоматически в бою. Максимальное значение — 655.
- Идентификация — навык распознавания магических вещей. В зависимости от навыка у персонажа есть шанс распознать ту или иную вещь. При распознавании какого-либо предмета либо персонажем, либо свитком, либо у волхва навык улучшается на +1. Максимальное значение — 100. Артефакт «Ягода Третий глаз» навсегда повышает навык до максимального.
- Торговля — навык, влияющий на цены покупаемых и продаваемых товаров. При этом учитывается как навык торговли игрока, так и торговца. При совершении любой сделки на сумму более 1000 монет, навык повышается. Максимальное значение — 100. Данный навык можно повысить на 10 свитком «Трактат о торговле».
- Знахарство — навык, влияющий на концентрацию зелий, которые готовит герой. Повышается от приготовления зелий. Максимальное значение — 5,00. Данный навык можно повысить на 1 свитком «Труды Гиппократа».
Навыки
- Фехтование — навык владения мечом и топором/палицей. Повышается автоматически в бою. Максимальное значение — 655.
- Меткость — навык владения луком. Повышается автоматически в бою. Максимальное значение — 655.
- Идентификация — навык распознавания магических вещей. В зависимости от навыка у персонажа есть шанс распознать ту или иную вещь. При распознавании какого-либо предмета либо персонажем, либо свитком, либо у волхва навык улучшается на +1. Максимальное значение — 100. Артефакт «Ягода Третий глаз» навсегда повышает навык до максимального.
- Торговля — навык, влияющий на цены покупаемых и продаваемых товаров. При этом учитывается как навык торговли игрока, так и торговца. При совершении любой сделки на сумму более 1000 монет, навык повышается. Максимальное значение — 100. Данный навык можно повысить на 10 свитком «Трактат о торговле».
- Знахарство — навык, влияющий на концентрацию зелий, которые готовит герой. Повышается от приготовления зелий. Максимальное значение — 5,00. Данный навык можно повысить на 1 свитком «Труды Гиппократа».
Уровни
Герой получает опыт и поднимает уровень, убивая монстров, выполняя задания, используя зелья и артефакты. Очки можно распределять автоматически с помощью включенной кнопки «авто» в панели персонажа, либо этой же кнопкой вручную, если требуется набрать опыт для какой-либо отдельной характеристики. Максимальный игровой уровень — 13, но характеристики можно повышать и после его достижения.
До 13 уровня характеристики растут с приоритетом в зависимости от класса персонажа. После достижения максимального уровня рост основной характеристики начинает требовать много опыта и замедляется, что дает возможность повысить отстающие параметры.
Дружина
Игру можно пройти как одним персонажем, так и собрав дружину до 9 человек. Размер отряда зависит от параметра харизмы. Автоматических функций для отряда всего две — это приказ атаковать и приказ следовать за князем. Остальное находится под полным контролем игрока. Дружинников можно вооружать, передавать им на хранение предметы, лечить и усиливать зельями, назначать специалистами в деревнях и т. д. Микроменеджмент в бою осложняется отсутствием функции игровой паузы, что было исправлено в продолжениях «Князя».
При необходимости дружинников можно оставлять в деревнях и потом заново брать в отряд. Если ранее дружинник был специалистом, чьим-то учеником или относится к дружественным персонажам, реплики позволят нанять его бесплатно. Остальные попросят денег в зависимости от своего опыта. Чем больше дружина и чем лучше она вооружена, тем легче бои с противником и прохождение игры. Как и князь, дружинники могут погибнуть, но их можно воскресить Живой водой или свитком «Слова Воскрешения». Единственным источником рекрутов являются деревни, они же благодаря казармам и воеводам предоставляют возможность массовой тренировки воинов. В начале игры Драгомиру и Волку дается возможность взять в отряд опытного ветерана, с которым можно побеседовать об особенностях Лесной страны.
Локации
Игровой мир разделен на локации, в большинстве которых обитают различные монстры, некоторые локации занимают поселения, которые делятся на нейтральные, союзные и враждебные. Соединяются все локации системой телепортов. Лесная страна разделена рекой на три региона, в каждом из которых начинает свой путь один из героев. В «родной» области уровень монстров и NPC минимален, в других он значительно выше. Прямого соединения между регионами нет: чтобы перебраться на другой берег реки, игроку придется строить мосты в поселениях, исследовать пещеры или использовать свиток «Потерянная карта». В любую открытую локацию можно телепортироваться с помощью сфер магического прыжка, которые продают волхвы.
Захват и управление поселениями
В начале игры герою дается базовое поселение, которое подчиняется ему сразу. Другие населенные пункты можно захватывать мирным или силовым путем.
- В первом случае от игрока потребуется выполнить задание, которое обычно дает староста деревни. Однако такая возможность будет отсутствовать в поселениях, изначально враждебных к данному герою.
- Во втором случае игроку придется перебить определенный процент населения в деревне, чтобы жители признали власть над ними. В некоторых враждебных поселениях конфликт можно начать диалогом со старостой. Чем выше численность и уровень княжеской дружины по отношению к числу и уровню жителей, тем скорее они сдадутся. При столкновении с высокоуровневой дружиной слабые деревни сдаются сразу. Убитых селян можно разом воскресить свитком «Слова Воскрешения», что особенно выгодно в случае гибели специалистов или квестовых персонажей.
Несмотря на наличие частоколов и стражников-часовых, поселения в «Князе» никогда не подвергаются нападениям или осадам противника. Поэтому такие вещи, как возведение оборонительных сооружений или поджигание построек с помощью горящих стрел не имеют никакого смысла, кроме эстетического.
С союзных поселений можно собирать дань (главный источник дохода в игре), заниматься постройкой некоторых строений и назначать людей на ключевые должности. В поселениях встречается 5 типов специализированных персонажей, которые стоят напротив своих строений:
- Староста занимается управлением деревней, у него можно брать задания, собирать дань, отдавать распоряжения по застройке деревни и назначать специалистов, если таковые требуются. Чтобы назначить главу деревни, достаточно взять кандидата в отряд и отпустить его в поселении, в котором есть пустующий домик старосты. В первом «Князе» старосту нельзя взять в отряд или сместить через реплики, единственный способ снять его с должности — убийство.
- Воевода тренирует жителей деревни, постепенно поднимая их уровень до своего. Повышаются не только характеристики, но и навыки владения оружием. Если у воеводы больше всего развита выносливость, самым высокоуровневым классом в деревне будут купцы, если ловкость - охотники и т. д. Воевода с одинаково развитыми характеристиками поднимет до своего уровня все классы жителей. Для обучения ратному делу деревне требуются казармы.
- Кузнец занимается продажей и починкой снаряжения, постепенно вооружает жителей деревни. Стоит отметить, что базового навыка кузнеца (9) может не хватить на высоких уровнях, и при ремонте он начинает снижать показатели износа снаряжения князя и дружины. Чтобы избавиться от этого недостатка, нужно дать специалисту изучить не менее двух свитков кузнеца. Для ковки оружия и доспехов деревне необходима кузница.
- Знахарь может излечить героя и его дружину от ранений, а также продает снадобья. Концентрация зелий зависит от показателя «знахарское искусство». Чтобы поднять этот параметр до максимального, знахарю можно дать свиток «труды Гиппократа». Для работы данного специалиста требуется изба знахаря.
- Купец продает разнообразные товары, включая зачарованное снаряжение и артефакты, и может ссудить немного денег под процент. В отличие от других специалистов, купеческий параметр «умение торговаться» не особенно ценен для игрока, поскольку на разнообразие товаров это не влияет, а цены у более опытного купца выше. Для торговли в деревне нужна лавка.
За исключением старосты и воеводы у перечисленных специалистов можно попросить подготовить ученика, которого в будущем можно отвести в другую деревню, где отсутствует данный специалист. Показатели навыков готовых учеников равны показателям их учителей. Назначить на должность можно и совершенно не подготовленного ученика, но в случае со знахарем и кузнецом его эффективность будет невысокой. Лечение и ремонт оружия в нейтральных деревнях стоит денег, а купцы продают товары по завышенным ценам.
Помимо специалистов деревни населяют и простые жители: мужчины, женщины и дети. Большинство из них заняты своими делами, но некоторые могут выдать герою задание. Жители-мужчины делятся на четыре основных класса: воины, купцы, охотники, храбрецы. При соблюдении некоторых условий большинство из них можно взять к себе в дружину. Население в игре фиксировано и лишено возможности прироста. Максимальное количество жителей в каждом поселении ограничено; в перенаселенной деревне нельзя отпускать дружинников и назначать специалистов.
Уровень сложности
Уровень сложности в игре не регулируется, но отличается для каждого героя. Самым простым считается прохождение за викинга Драгомира: ему доступны все квесты, кроме уникальных, большую часть поселений можно покорить мирным путем, а уровень монстров и людей во всех областях ниже, чем для других героев. Прохождение за Волка несколько сложнее, хотя ему, как и Драгомиру, открыты большинство квестов и мирный путь захвата поселений. Прохождение за Михаила наиболее ограниченное и кровопролитное: значительная часть квестов византийцу недоступна, большинство деревень отказываются подчиняться мирно, а уровень противников максимальный.