С 1 января 2023 года в России произойдёт слияние Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Внесённый правительством пакет из восьми законопроектов, в соответствии с которыми будет проводиться реорганизация, принят Госдумой 8 июня в первом чтении.
Кроме того, что упростится процедура предоставления выплат — они будут назначаться автоматически либо по заявлению гражданина в режиме «одного окна», соцстрахование распространится на всех занятых, чуть сократится управленческий персонал, а часть зданий, которые сегодня принадлежат ПФР, будут переданы под социальные учреждения.
О плюсах этого структурного преобразования сказать больше нечего. На размере пенсий, больничных, других страховых выплат, детских пособий, идущих через ПФР и ФСС, слияние никак не отразится. Процесс объединения фондов, требующий сил и средств, заволакивает пеленой бурной деятельности те проблемы, которые действительно волнуют людей: индексацию пенсий работающим пенсионерам, повышение пенсионного возраста, заморозку накопительной пенсии и мудрёный механизм начисления баллов, которые затем трансформируются в страховую пенсию. «Вместо расчистки авгиевых конюшен пенсионного законодательства создаётся иллюзия масштабной реформы», — считает независимый депутат Оксана Дмитриева.
У первого заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике Николая Арефьева закралось подозрение: уж не планирует ли правительство в будущем приватизировать объединённый фонд или отдать его в аренду или в концессию? Иначе зачем понадобилось менять организационно-правовую форму? Из государственных учреждений фонды превратятся в некоммерческую унитарную организацию. Депутат поинтересовался у заместителя министра труда и социальной защиты Андрея Пудова, как он относится к предложению: оба фонда консолидировать в бюджет и платить государственные пенсии и государственные пособия. «Мы последовательно стоим на реализации принципов страховых», — расставил точки на i представитель правительства.
Если уж браться за оптимизацию работы фонда, то в первую очередь надо пересмотреть регрессивную шкалу взносов. «А то, что получается? — отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов. — У нас огромный разрыв в доходах граждан, а мы продолжаем его увеличивать, заставляя бедных платить полную ставку, а богатых — в два раза меньше».
Дело в том, что для начисления взносов установлен лимит, с превышением которого взносы не платятся или по ним снижается ставка. По пенсионным страховым взносам максимальная взносооблагаемая база составляет немногим более 1,5 миллиона рублей, по социальным страховым взносам — чуть больше миллиона. Пока величина дохода, рассчитываемая нарастающим итогом с начала года, не превысит этот уровень, с заработка работника удерживается в ПФР 22%, в ФСС — 2,9%. Как только сумма дохода перевалит за эту планку, тариф пенсионного страхового взноса снизится до 10%, а социального — до нуля. Отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования неизменны — 5,1%. Так что чем больше годовой доход, тем меньше в процентном отношении взимаются страховые взносы.
С 2023 года будет установлен единый тариф на пенсионное, социальное и обязательное медицинское страхование: в пределах максимального размера взносооблагаемой базы — 30%, свыше этой величины — 15,1%. Сама база будет выровнена по уровню пенсионного страхования.
Коммуниста Щапова беспокоил и такой вопрос: не будут ли сокращаться отделения фонда в удалённых малонаселённых районах, где они зачастую наравне с почтой — единственная связь с Большой землёй. Заместитель министра заверил, что отделения фондов в муниципальных районах сокращать не будут.
Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина подняла проблему отдыха и оздоровления детей. Кешбэк на детский отдых, который, как предполагалось, будет действовать до конца лета, безвременно почил в бозе — мест в загородных детских лагерях уже не осталось, а в бюджете денег больше нет. Депутат-коммунист предложила задействовать здесь средства маткапитала.
Излагая в целом позицию фракции КПРФ, Алексей Куринный заметил, что коммунисты неоднократно обращали внимание на сходство функций внебюджетных фондов. И с этой точки зрения их объединение вполне логично. Не вызывает возражений и технологическое удобство: многие функции могут быть переведены в электронный вид, что повысит уровень обслуживания граждан, для работодателей упростится процедура уплаты страховых взносов и сдачи отчётности.
Что касается сокращения расходов фондов, тут уже заметны нестыковки. Вроде бы издержки сокращаются, но при этом будут сохранены все рабочие места, а это порядка 130 тысяч человек. Заявления правительства и думских «единороссов» о сокращении расходов на управленческий аппарат тоже, честно говоря, вызывают недоверие. Ведь у новой структуры появятся два отчасти дублирующих друг друга органа управления: наблюдательный совет из 7 человек и правление из 35. Не устраняется дефицит на покупку средств реабилитации для инвалидов, на обеспечение санаторно-курортного лечения.
И уж совсем не решает структурная перестройка фондов сущностные вопросы: увеличения коэффициента замещения, повышения покупательной способности пенсий. Пенсии по отношению к заработной плате, как и по отношению к прожиточному минимуму пенсионера, будут только снижаться. Фракция КПРФ намерена подготовить ко второму чтению поправку об индексации пенсий работающим пенсионерам, которые, по Конституции, имеют на это точно такое же право, как и неработающие. «Для обращения в Конституционный суд не хватает одной подписи, — Алексей Куринный обратился к фракциям ЛДПР и партии «Новые люди». — Пока именно ваша позиция из оппозиционных партий препятствует этому рассмотрению».