Найти тему

Смысл жизни буддиста

Чтобы говорить о смысле жизни, нужно сначала разобраться, что такое жизнь, кто живёт, что это за феномен. С точки зрения буддизма, жизнь -это непрерывный поток, нангва(тиб.). Нангва - то, что проявляется в уме.

В уме проявляются различные феномены. В младенчестве проявляются феномены младенческого вИдения - разные детские вИдения, детские отношения со взрослыми, детские постижения мира и т.д.

Потом молодёжные феномены - любовь, мечты, карьера.

Потом зрелые феномены - воспитание детей, зарабатывание денег, сведение концов с концами, начало болезней.

Потом старчество - слабость, болезни, внуки, полное одряхление, попытки как-то омолодиться и, в конце концов, окончательная болезнь и смерть.

После смерти возникают феномены бардо. В бардо становления сознание носится, как бесплотный дух, общаясь со всякими другими бесплотными духами, мечется туда сюда , а потом вступает в следующую жизнь.

И заново проходит весь цикл - сначала становится ребёнком, проявляя​ феномены ребёнка, потом феномены молодого человека,​ взрослого, старого, умирающего, снова бардо с феноменами бардо и т. д.

И всё это - непрерывный поток нангва непрерывный поток того, что проявляется в уме.

Так же это - ранг нанг (тиб.), самопроявления. Ранг - это сам, нанг - проявление. Это проявление, главным источником которого является сам ум.

Во всем этом непрерывном потоке нангва сознание воспринимает свои проявления, как отдельные от самого себя. Оно постоянно воспринимает что-то, но не отдаёт себе отчёта в том, что каждое проявление является его собственным самопроявлением.

Так же, как человек во сне. Он видит сон, но​ не знает, что сон - это его собственное проявление. Проявление его вИдения, его собственного сознания. И только когда он просыпается, то​ понимает, что это был сон. Потом​ опять засыпает и опять видит сон, как​ что-то реальное.​ ​

Это​ непрерывное проявление нангва, появление и исчезновение, является двойственным вИдением, потому что оно воспринимается, как отдельное от сознания и не сводится к самому источнику.

Поэтому главный смысл жизни, с точки зрения такого существования, это умение распознать сам источник всего этого проявления. Узнать природу сознания, воспринимающего весь этот непрерывный поток переживаний. Когда сознание​ распознает сам источник,​то видит, что всё его вИдение до сего момента узнавания, было нереальным, находилось в фантастическом сне.

С точки зрения человека, впавшего в кому или летаргический сон, главным смыслом его (или по крайней мере, его родственников) существования будет проснуться. Так и тут, абсолютным смыслом будет пробуждение, реализация того, что есть на самом деле. Выход из иллюзии.

Сознание приходит в этот мир под двумя видами неведения. Врождённое неведение не знает того, что есть. Не знает свой собственный источник, не знает свою собственную бессмертную природу.

Приобретенное неведение - это​ то, когда сознание знает то, чего нет. То, что ему рассказывают​ существа,​ находящиеся внутри этого сна. Они​ рассказывают ему, как надо себя вести в этом сне, чтобы хорошо выйти замуж, как нужно себя вести , чтобы заработать больше денег, как вести себя, чтобы быть лучше, чем другие и т. п.

Это все с абсолютной точки зрения.

Но с относительной точки зрения - как отвечал Нисаргадатта на вопрос, что такое хорошо, и что такое плохо - хорошо то, что приводит в итоге к освобождению. И плохо то, что от него отдаляет. Позитивные поступки приближают к освобождению. Мы накапливаем заслугу, хорошую карму. Помогаем живым существам, а также​ помогаем своему собственному развитию. Это хорошо с относительной точки зрения.

С абсолютной точки зрения хорошо реализовать абсолютную природу бытия. Это абсолютная цель.