Алексей Саврасов родился 12 мая 1830 года в Москве. Он рано проявил художественные способности, свои самые ранние картины смог продать, когда ему было всего двенадцать лет. Его отец не одобрял увлечение сына живописью, хотел, чтобы он пошел по его стопам и стал купцом, но Саврасов поступил в Московское училище живописи в 1844 году и посвятил свою жизнь искусству.
Учась у художника и академика Рабуса, он стал самым выдающимся студентом-пейзажистом в академии. После того, как он привлек внимание известного мецената Лихачева, он получил стипендию для обучения в Одессе, где продолжил развивать свою пейзажи. Картины, созданные примерно в это время, принесли ему похвальную грамоту художественной школы, которую он смог окончить в 1850 году.
Являясь художником-романтиком, Саврасов привлек внимание великой княгини Марии Николаевны, дочери императора Николая II, и получил заказ на создание пейзажей для Российской академии художеств. Он переехал в Санкт-Петербург, незнакомая территория которого произвела революцию в его понимании пейзажной живописи. Две его работы этого времени - "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума" - отправились на выставку и были так хорошо приняты, что Саврасов заслужил звание члена Академии.
В 1855 году Саврасов вернулся в Москву и стал активно заниматься своей старой Школой живописи и скульптуры. Когда его учитель Рабус умер, Саврасов стал преподавателем пейзажа в школе, где его очень ценили. Он оказал огромное влияние на будущие поколения русских художников, опубликовав книгу о том, как рисовать пейзажи, подчеркивая элементы, типичные для русской местности.
В 1857 году Саврасов женился на Софье Герц, сестре известного искусствоведа и археолога. В 1860-е годы Саврасов путешествовал по Западной Европе. Он был поражен размахом Международной выставки в Мюнхене и находился под сильным влиянием английской пейзажной живописи. В течение этого десятилетия он плодотворно работал, кульминацией его работы стала его самая знаменитая картина: "Лосиный остров" 1869 года, которая принесла ему первую премию на конкурсе, проведенном Обществом любителей искусства.
По мере того, как политические и социальные перемены прокатились по России, дом Саврасова превратился в салон, где культурные жители Москвы могли собираться, чтобы обсудить искусство, политику и жизнь. Он также присоединился к Передвижникам, “Странствующим”, собранию прогрессивных реалистов, выступавших против строгого консерватизма Академии, которые в конечном итоге сформировали Общество передвижных художественных выставок.
В декабре 1870 года Саврасов и его жена переехали в Ярославль, а затем в Нижний Новгород. Там, у реки Волги, Саврасов был вдохновлен красотой сельской местности. Ранняя весна была его любимой темой для рисования, многие из его самых известных работ относятся к этому времени его жизни.
В это время Саврасов понес тяжелую утрату: смерть его дочери, третьего ребенка. Он проводил все больше времени на улице, пытаясь заглушить свою боль, которая вдохновила его, возможно, на самую важную работу того периода - "Грачи прилетели". Изображая довольно незначительную сцену возвращения стаи грачей на свои гнездовья, картина положила начало новому стилю живописи - “лирическому пейзажу". Картина не пытается вызвать страстный отклик, как романтические картины и не улавливает непосредственность момента, как импрессионисты. Вместо этого художник передает атмосферу времени года: деревья только начинают распускаться, снег тает по мере того, как погода становится теплее, вода в реке освобождается ото льда, и все это объединено ключевым образом птиц, чтобы создать образ ранней весны.
Критик, художник и лидер демократов Крамской назвал "Грачей" лучшей картиной, которую он когда-либо видел; казалось, она запечатлела душу художника так, как не удавалось ни одному другому пейзажисту. Однако, несмотря на известность, которую принесла картина, Саврасов никогда не покидал Передвижников и продолжал тесно сотрудничать с их членами.
После "Грачей" судьба Саврасова изменилась. Усугубляющиеся трудности довели его до алкоголизма, он потерял работу и дом. Его жена забрала детей и уехала. Хотя его друзья помогли ему опубликовать коллекцию его иллюстраций, напомнив миру о его истинном таланте, это не могло спасти его от боли.
Он провел остаток своей жизни в приютах для бездомных, обманутый арт-дилерами, которые знали, что могут приобрести его картины за безценок и продать по огромной цене. Ухудшающееся зрение только усугубляло все другие проблемы. Он жил некоторое время с крестьянкой, с которой у него было двое детей, но так и не выбрался из своей ямы отчаяния. Когда он, наконец, умер 26 сентября 1897 года, на похоронах присутствовали только два человека: охранник Московского училища живописи и Павел Третьяков, основатель знаменитой Третьяковской галереи.
Несмотря на потерю статуса, картины Саврасова остаются свидетельством выдающегося таланта художника. Он открыл новую волну русского искусства и сегодня его творчество высоко ценится во всем мире.