Бывает два вида Мецуке (взгляда): Кен но Мецуке и Кан но Мецуке.
1. Кен но Мецукэ – это «смотреть, рассматривать, всматриваться». Это просто разглядывание чего-либо внешнего (например, формы, контура, цвета, фактуры). В случае поединка, человек будет просто ждать в полном неведении того, чем может удивить атакующий, поэтому он смотрит на него «во все глаза» и пытается успеть как-то отреагировать. Кен но Мецукэ, это просто смотреть, а затем действовать по обстоятельствам.
2. Кан но Мецукэ — это «предвидение», это не только видеть, но и понимать, что далее сделает противник. Это не просто «смотрение глазами», но и глубокая аналитика происходящего. Несведущему в этом деле человеку со стороны все это может показаться формой интуиции. Некоторые могут это назвать «чуйкой» или даже «чтением мыслей другого человека». В каком-то смысле всё это верно.
Ситуация Кан но Мецукэ, когда вы вынуждены полагаться
- на свой опыт;
- остроту чувств (доступный к восприятию диапазон частот);
- инстинкты;
Другими словами, вы полагаетесь не только на свое зрение. Кан но Мецукэ не является тем, что может возникнуть «само» по мере вашей практики Будо. Этому надо учиться и взращивать отдельно. И не существует «готовых рецептов» для обретения такого навыка, все это очень индивидуально. Скорость его обретения во многом зависит от уникального таланта в чувствительности и анализе (умении видеть себя со стороны, а не изнутри). Постепенно, по мере таких тренировок, у вас всё чаще будет возникать чувство, когда вы без всяких раздумий просто знаете, что сейчас сделает ваш "противник".
目付け (мецуке).
Постижению традиционных Будзюцу (Будо) присущи множество философских, психологических и поведенческих аспектов. Кроме того, изучение 古流 (Корю) во многом неразрывно связано с познанием традиционной японской культуры. Одной из наиважнейших концепций в Будзюцу (Будо), которую многие недооценивают, является понятие «Кен» и «Кан», что соответствует
- 見る («miru») - «смотреть» и
- 感じる («kanjiru») - «чувствовать».
В традиционных японских искусствах, таких, как 古流 (Корю), есть две концепции, одна из которых означает очевидный, ясный, рационалистической процесс обучения, а другая – неявный, спонтанный, где вы должны научиться действовать интуитивно.
1. «Кен» является синонимом японского глагола «смотреть» - 見る («miru»). Кен символизирует логический, рациональный мыслительный процесс. Вы видите технику, пытаетесь её повторить, чтобы сделать её движения привычными своему телу (создание устойчивых нейронных связей).
2. «Кан» происходит от глагола 感じる («kanjiru») - «чувствовать, ощущать». В 古流 (Корю) это выходит далеко за рамки простого физического подражания. Это вопрос понимания очень тонкой динамики тела, момента времени, ритма, дистанции, дыхания, угла атаки, входа или ухода. Таким образом, способность познавать рациональным и эмпирическим путем, является лишь одним из компонентов процесса обучения (Кен). Другая необходимая часть обучения заключается в развитии своей интуиции (Кан).
Можно сказать, что в какой-то мере Кен и Кан – это два способа (два полушария мозга) рационального и интуитивного познания, которые связаны и дополняют друг друга, как Инь и Ян в даосской философии. Если посмотреть на больших мастеров Будзюцу (Будо), то независимо от специфики, которую диктует их стиль, их движения всегда имеют свой личный, уникальный «характер». В них присутствует отражение работы их сердца и ума.
Упражнение для одновременной эксплуатации правого и левого полушария нашего головного мозга (рационального и интуитивного алгоритма).
1. Вытянуть руки перед центральной линией тела с направленными вертикально в верх большими пальцами.
2. Попытаться сфокусироваться правым глазом на ногтевом ложе правой руки, а левым глазом на левом пальце. Для этого слегка развести пальцы рук в стороны и найти свою уникальную позицию, когда правый глаз чётко видит правый палец, а левый палец не попадает в этот фокус. Соответственно левый глаз должен фокусироваться на левом пальце и правый палец для него виден в размытом состоянии.
3. Если получилась такая отдельная фокусировка можно перейти к более сложному шагу. Одновременно удерживая фокусировку глаз на соответствующих пальцах попытаться одну руку приближать, а вторую удалять. Успех в упражнении зависит от способности раздельного для правого и левого глаза расширения и сужения зрачков.
Упражнение тратак.
- Сядьте прямо в удобную устойчивую позу.
- Поставьте горящую свечу на расстояние вытянутой руки на уровне глаз.
- Вглядывайтесь широко открытыми глазами в центр пламени, пока глаза не начнут слезиться.
- Закройте глаза и попытайтесь спроецировать возникший светлый фантом от возбужденных зрительных нервов в точку Инь-тан, расположенную между бровей над переносицей. Точнее, не в саму точку, а в зону под ней, известную приверженцам оккультизма как «третий глаз». Поначалу ваш фантом будет ярким, затем станет бледнеть, менять цвет и понемногу исчезнет.
- Повторите упражнение несколько раз.
Успеха данного упражнения заключается в регулярной практике.
Спустя некоторое время (обычно 3-4 недели) развивается способность смотреть на пламя, не моргая, в течении 10-15 минут.
Вы заметите, что центр светлого фантома окружен множеством более тусклых пятен. Не следует отвлекаться на них.
Окончательным этапом упражнения является эффект «утопания» в этом пятне и как бы слияния с ним.
Помимо силы взгляда данное упражнение повышает остроту зрения и придает особую красоту и блеск глазам.
Рекомендую посмотреть (感じる) также:
Если вы ещё не поставили лайк – поставьте лайк!
Если вы ещё не подписались на канал – подпишитесь!
Если вам есть, что сказать – оставьте комментарий!
Хорошего вам дня, и до новых встреч!