Дружба с клиентами и заказчиками на фрилансе и в жизни - это не всегда хорошо. Увы...
Ошибка № 1. Заказчик — это друг, наставник, учитель, нянька.
Важно понимать, вас (как специалиста) и ваши услуги покупают для выполнения конкретных “взрослых” задач, и никто не хочет по 25 раз в день вам отвечать на пустяковые вопросы и подсказывать что, как нужно сделать. От вас ожидают профессионализма и четкого выполнения обязательств.
В плоскости общения “заказчик-исполнитель” нет места панибратству и дружбе. Вы можете дружить вне рабочего времени, но лезть с расспросами про жизнь/детей/семью в рабочее время точно не нужно.
Совет. Даже если вы новичок и у вас в процессе работы возникает куча вопросов, идей - имейте терпение и не дергайте заказчика каждый час. В конце-концов на ряд вопросом можно нагуглить ответы. А если не нагуглили, соберите их в общий файл и отправьте заказчику с просьбой ответить в удобной ему форме. Не в выходной, не в 6 утра и не в 8 вечера!
Ошибка № 2. Завышенные ожидания (ваши и заказчика)
На волне эйфории после обучения, прохождения очередного марафона, вебинара, конференции и первых успешно выполненных заказов вам на голову плотно садится корона.
“30 000 руб./мес. и ни рублем меньше за постинг 1 аккаунта” — ставит себе планку вчерашний выпускник.
“10 000 руб. за рассылку и еще процент от продаж” — отвечает заказчику копирайтер с 6-месячным опытом в профессии.
А по факту навыков-то практических мало, кейсов и отзывов в лучшем случае пять. Заказчик видит ценник, который в его понимании не связывается с начинающим специалистом. И уходит.
Вернемся к реальному - ведь вы реально можете соответствовать этой планке! И быть классным специалистом, мастеров. Нужно сказать об этом, показать свои компетенции вместе со стоимостью услуг!
Совет: Обосновывайте стоимость своих услуг с точки зрения выполняемых задач, клиентоориентированности и реальных выгод от сотрудничества с вами. И, естественно, до окончательного формирования прайса промониторьте рынок.
Ошибка № 3. Заниженная самооценка.
Кто-то носит корону и продает консультации по написанию статуса во Вконтакте за 5000 руб/час. Вы же считаете себя хуже, слабее, менее распиаренным, чем ваши же однокурсники и коллеги. Поэтому на нормальный вопрос заказчика “Сколько ваши услуги стоят” начинается паника вместо ответа.
— А вдруг ему дорого?
— А вдруг это слишком мало?
— Сколько сказать, чтоб не ушел?
— Вообще, сколько это стоит?
— Может, спросить сколько он готов сам заплатить?
Вы тянете время, не знаете что и как ему написать. Уж лучше бы прайс заготовленный отправили;)
Такой поворот напрягает заказчика, и он уходит. Клиенты всегда выбирают уверенного в себе специалиста, мастера, тренера, пусть он даже новичок. И да, заказчики могут вообще не ориентироваться в ценниках фрилансеров. То, что написала про уверенность, относится вообще ко всем соискателям, не только в нише онлайн-работы.
Совет. Собрать волю и мозги в кулак, просчитать стоимость своих услуг с учетом сложности задач и затрачиваемого времени на их выполнение времени. Сравнить цены по нише и у коллег разного уровня подготовки. Определиться сколько в месяц проектов можете ХОРОШО вести и сколько вам нужно заработать (на жизнь, учебу, заначку). Свести все это в таблицу и сформировать для себя личный прайс, а потом заглядывать в него, когда приходят клиенты. Обязательно введите поквартальное повышение цен (или под каждого следующего заказчика), пусть понемногу (5-10%), но стабильно.
Ошибка № 4. Без практики любой специалист, мастер, сммщик, копирайтер просто ноль...
Прошли курс, получили профессию, вписались в марафон по личному бренду и раскачке своих соцсетей, еще один тренинг прошли и повесили сертификат на стеночку. Вау! А дальше? Вы написали свои 9 постов, оформили профиль и выложили туда парочку работ, дальше то что?
Чтобы были деньги, чтобы у вас получалось заработать на новых знаниях (фриланс или другое, тут без разницы), а не свести концы с концами на финише каждого месяца, вам нужно постоянно искать себе клиентов. Постоянно и до тех пор, пока на квартал вперед у вас график не будет расписан. Но и это еще не все.
Вы нарабатываете опыт, получаете новые знания, вкладываетесь в себя, значит, и заказы вам нужны подороже. А это уже другой уровень клиентов, и чтобы найти их, вам снова придется шевелиться. Работа на себя и вообще востребованность любого специалиста — колесо, пока вы двигаетесь — результат будет, как только остановитесь, оно еще какое-то время по инерции движется, а потом останавливается.
Выпасть из потока очень просто, но потом так тяжело снова подниматься вверх и нарабатывать узнавание, популярность, доверие.
Совет: Работайте на свое имя: ведите хотя бы одну соцсеть регулярно,пишите экспертный контент и публикуйте его у себя, в профессиональных сообществах, у коллег-смежников, участвуйте в конференциях и прочих движухах, активничайте в публичных тематических обсуждениях, откликайтесь на вакансии.
Ошибка № 5. Разочарование в себе, нише, людях
Типичная ошибка 80% начинающих (выпускников курсов в том числе) — вы не можете смириться с отказом, и бросаете все попытки добиться положительного результата. А ведь заказчику вы реально могли не подойти или он резко передумал развивать это направление. И вашей вины в этом нет. Но кто-то воспринимает такой поворот как пинок еще больше шевелиться, кто-то замыкается в себе и болезненно переживает отказ, а кто-то во всех соцсетях жалуется на плохих заказчиков, чем окончательно (еще в зачаточной стадии) губит свою репутацию.
Совет. Чтобы заработать на фрилансе, новичку нужно откликаться минимум на 5 вакансий в день. И так каждый день. Оставлять минимум 3 толковых комментария в экспертных сообществах. Тогда шанс найти заказ вырастет в разы. Аналогично и начинающему мастеру, репетитору - вам нужно предлагать свои услуги! Это касается и офлайн соискателей, рассылаем в день минимум 5 резюме...
Критичная ошибка — вы слишком близко принимаете к сердцу критику, поэтому каждый не идеально выполненный заказ на неделю выбивает вас из колеи. Вместо того, чтобы погрузиться в новый проект и хорошо заработать на фрилансе, вы занимаетесь самоедством.
Тут одно решение — идите к хорошему психологу или опытному практикующему коллеге, с которым вы в хороших отношениях. В крайнем случае посмотрите вебинары, послушайте эфиры и подкасты про вашу нишу, уверенность, бизнес. Только спикера внимательно выбирайте, чтобы на шарлатана не попасть.
Ошибка № 6. "Жадность фраера сгубила". Жестко, но честно. Это я про много заказов ради денег.
Как так? В чем тут ошибка? В том, что в погоне за деньгами вы берете количеством, а не качеством. В итоге:
— ставите цену подешевле, чтобы заказчик точно согласился с вами сотрудничать;
— лихорадочно и в спешке пытаетесь всё вовремя сделать и сдать;
— на продвижение себя (общение в проф. сообществах, завязывание полезных знакомств, работа со своими страницами/сайтами, посещение важных для вас мероприятий) времени, силы и ресурсов нет;
— повышаете сами себе риск накосячить в заказах;
— ставите себе клеймо “быстро-недорого-на все готов”;
— упускаете интересные проекты с хорошей перспективой для собственного профессионального роста.
Совет: Проанализируйте свои услуги и свои сильные стороны, сформулируйте УТП и позиционирование, придушите жадность. Научитесь вдумчиво выбирать проекты, заказы, клиентов, совместные активности с учетом не только их материальной выгоды для себя, но и перспективности.
Статья полезная? Понравилась? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!